Новости
Cопровождение ребенка-инвалида в образовательном учреждении
7 марта 2017 года в офисе Общественной организации «Пеликан» состоялся очередной прием граждан по правовым вопросам в рамках деятельности общественной приемной по правам человека
Проект реализуется в соответствии с договором о предоставлении гранта с Общероссийским общественным движение «Гражданское достоинство» № 24/2016 – 3 от 23 ноября 2016 года в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 –рп
Темой сегодняшнего приема стало несколько вопросов.

Один из них – о возможности сопровождения ребенка – инвалида в образовательном учреждении.

Положено ли ребёнку – инвалиду сопровождение в образовательном учреждении? Может ли родитель ребёнка – инвалида быть сопровождающим? – на эти вопросы юристом приёмной были даны разъяснения.

С 1 сентября 2016 года вступили в силу новые стандарты обучения в образовательном учреждении, которые предполагают, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ включаются в общий образовательный процесс.

Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, ведущих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, как сказано в Законе, понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, ребёнка – инвалида (далее – ИПРА). ИПРА, в свою очередь, является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями.

Таким образом, на законодательном уровне впервые в России было введен институт помощников (ассистентов), которые призваны содействовать учащимся с инвалидностью в получении образования. Понятие «помощник» законом понимается как один из компонентов «специальных» условий, которые при необходимости должны быть созданы для учащегося с инвалидностью. Такая необходимость, как сказано выше, должна быть прописана в его ИПРА. Только после этого она становится обязательна для исполнения системой образования и конкретным образовательным учреждением, где обучается этот учащийся.

Как указано в Порядке разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденном приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) объем и содержание услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь, определяются Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний).

Запрета на осуществление функций помощника родителями ребенка-инвалида законодательство не содержит.

Made on
Tilda