Круглый стол в Общественной организации «Пеликан»

16 июля 2019 года в Общественной организации «Пеликан» состоялся круглый стол «Воспитание детей раннего возраста, в том числе с особыми возможностями здоровья».

Приглашенный эксперт – Людмила Тимофеевна Баранская, доктор психологических наук, профессор Уральского государственного медицинского университета.

Круглый стол продолжил серию обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) детей – инвалидов, педагогов, психологов и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На круглом столе обсуждались наиболее желательные модели общения на четырех этапах раннего детства.

Первый этап самый короткий — он охватывает первый месяц жизни ребенка. Второй этап совпадает с первым полугодием жизни. Третий этап длится от шести месяцев до полутора лет. Четвертый этап продолжается от полутора до трех лет.

Родители детей – инвалидов и специалисты обсуждали вопрос: участвует ли маленький ребенок в общении, можно достаточно точно судить по направлению его взгляда: когда он смотрит на другого человека, можно с уверенностью считать, что малыш находится в общении с ним. Старшие дети могут узнать новое, слушая радио, читая книгу. Маленький ребенок усваивает накопленные человечеством духовные богатства только через общение с их живыми носителями — взрослыми. Чтобы ребенок смог войти полноправным членом в окружающий мир, ему нужен гид и наставник, нужно прямое общение с ним. Дети получают при рождении очень важное наследство: их мозг, а также органы чувств и движения обладают скрытыми потенциями, которых нет даже у самых высокоорганизованных животных. Но если ребенок не общается со старшими, заложенные в нем возможности угасают. Так случается, когда дети по какой-либо причине оторваны от обычной социальной среды (дети-Маугли), выросшие среди животных.

Большое внимание на круглом столе уделялось общению ребёнка от полутора до трёх лет, появлению у ребёнка активной речи.

Дети, произносившие до того отдельные слова и объяснявшиеся с окружающими с помощью мимики, жестов и выразительных вокализаций, начинают по собственной инициативе разговаривать со своими близкими. В течение немногих месяцев они усваивают множество слов, обозначающих предметы, действия и свойства вещей. Стремительный рост словаря сопровождается усложнением грамматического строя речи: от одиночных слов, имеющих смысл целого предложения, ребенок переходит к построению фраз из двух, трех и более слов, причем последние начинают располагатьсяв

правильной последовательности и все более точно согласовываться между собой.

"...Развитие речи обеспечивает еще одно достижение детей — появление у них творческой фантазии. Сочетая элементы того, что видел и слышал, ребенок выдумывает воображаемых персонажей. Помимо прошлого и настоящего, он представляет себе теперь и будущее. Порожденные воображением, фантазии детей очень яркие, живые. Они могут даже испугаться зверя, которого сами же нарисовали в своем воображении, заводят знакомство со стариком, которого рассмотрели в морозных узорах на оконном стекле. Способность к творческому воображению — ценнейшее качество детей. Оно стимулирует развитие талантов, поражающих взрослых, позволяет создавать красочные рисунки, сочинять стихи и песни, придумывать ритмичные танцы и т. п. Взрослым следует всячески поддерживать развитие творческой фантазии детей. Один из приемов состоит в том, чтобы подключаться к детским играм. Дети с радостью соглашаются с предложениями старших: ставят на ночь под кровать тарелку с манной кашей для старого волка, который там как будто живет ..."

Рассматривалась на круглом столе тема кризиса 3 – х лет как этапа взросления. Переход детей раннего возраста на следующую возрастную ступень не редко знаменуется так называемым кризисом трех лет.

Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш или трудный подросток. Однако каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления - и положительные, и отрицательные.

Очень интересует родителей детей – инвалидов и специалистов проблема ранней психосоматики.

Дети по-разному реагируют на сложные ситуации. Те, кто постарше, включают защитные психологические механизмы, совсем маленькие «уходят в болезнь». Психосоматическими называют расстройства, в происхождении которых ведущую роль играют психологические факторы. Ведущую, но не единственную. Обсуждались психосоматические расстройства, с которыми можно встретиться до 3 лет.

Круглый стол состоялся при поддержке Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области (Соглашение 917 от 7 мая 2019 года)
ВИДЕОЗАПИСЬ И ПРЕЗЕНТАЦОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
Made on
Tilda