Пятая летняя школа консорциума университетов

России по правам человека.

По приглашению организаторов Пятой летней школы по правам человека консорциума университетов России с участниками мероприятия поделилась опытом работы Зоя Александровна Глухих, директор общественной организации «Пеликан».
Пятая летняя школа консорциума университетов

России по правам человека.

Тезисы выступления директора общественной организации «Пеликан»

По приглашению организаторов Пятой летней школы по правам человека консорциума университетов России с участниками мероприятия поделилась опытом работы Зоя Александровна Глухих, директор общественной организации «Пеликан».

Тему Пятой летней школы организаторы обозначили так: «Социальная уязвимость: современные вызовы и международная защита». Зоя Александровна рассказала об опыте работы «Пеликана» в сфере защиты прав социально уязвимой категории граждан в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка-инвалида».

По итогам двадцатилетнего опыта работы в нашей организации, безусловно, сформировалось понимание ситуации и тех проблем, в решении которых необходимо помогать, сформированы принципы и механизмы решения проблем, налажено взаимодействие с коллегами, органами власти, адвокатским сообществом.

Реализация принципов Конвенции о правах инвалидов ООН предполагает создание в государстве таких условий, чтобы людям с инвалидностью было так же комфортно, как и гражданам, которые инвалидности не имеют. Поэтому и работа наша направлена на то, чтобы максимально приблизиться к этой цели.
А что же нужно инвалидам для того, чтобы иметь равные возможности? Сегодня необходимо многое.
Во-первых, жилье. Это – одна из наиболее острых тем, с которыми обращаются к юристам приемной. И это объяснимо: приобрести жилье сегодня далеко не каждому по карману, а людям с инвалидностью практически невозможно. Получить жилое помещение по договору социального найма тоже непросто – во-первых, необходимо быть признанными малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, а во-вторых, срок ожидания очень длителен. Право на дополнительную площадь и внеочередное получение жилого помещения имеется только у отдельных категорий инвалидов, страдающих тяжкими заболеваниями.

Работы по этому направлению много – от разъяснения гражданам норм законодательства до подготовки исковых заявлений. Готовим документы в суд в тех случаях, когда полагаем, что несправедливо поступили с человеком. Так, семье с двумя детьми-инвалидами с тяжелой формой заболевания отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с основаниями отказа и усмотрев в отказе очень формальный подход, мы предложили родителям помощь в подготовке документов в суд.

Непросто решаются вопросы получения статуса «инвалид», есть вопросы и в назначении реабилитационных мероприятий. Это связано с введением новых стандартов оценки состояния человека, наличием или отсутствием ограничений в связи с заболеванием. Неполучение за счет средств федерального бюджета памперсов, ортопедической обуви, санаторно-курортного лечения и других мероприятий вынуждает инвалидов либо совсем отказаться от данного вида реабилитации, либо пытаться каким-то образом обеспечить это за счет собственных средств, что не всегда получается, учитывая доход. Это затрудняет процессы восстановления.

Сегодня широко обсуждаются вопросы образования детей-инвалидов, инклюзии в образовании, эффективности образовательных программ и доступности образовательных организации для детей с инвалидностью. Закон предоставляет родителям возможность выбора условий обучения ребенка, а школы готовятся к приему ребят с инвалидностью. Однако в этой сфере пока вопросов больше, чем ответов. Как реализовать право ребенка на дошкольное образование маме малышки с плохой свертываемостью крови, у которой любое прикосновение провоцирует гематомы? Как попасть в бассейн мальчику с аутизмом, если в женскую раздевалку его уже по возрасту не пускают, а в мужскую не пускают его маму? Кто возьмет на себя ответственность за групповые тренировки ребят с расстройствами аутистического спектра и в какой форме эти тренировки будут проходить? Как объяснить педагогу особенности восприятия ребенка с фенилкетанурией? Что делать, если школа «выживает» ребенка?

Пути решения этих вопросов нам еще предстоит найти.

Made on
Tilda