Пояснительная записка к методическим и практическим рекомендациям по работе с серией занятий по формированию навыков личной безопасности детей

Родителям, педагогам, психологам, дефектологам,
специалистам по социальной работе

Уважаемые коллеги!

Общественная организация «Пеликан» представляет вашему вниманию серию занятий по формированию навыков личной безопасности детей. Серия создана при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области в рамках социально значимого проекта «Вы тоже можете», состоит из 10 занятий, объединенных темой личной безопасности ребенка.

Это практические занятия по изготовлению открыток в технике «скрапбукинг». Открытки разработаны специалистами «Пеликана», при изготовлении открыток нам очень помогли стихи поэтессы Олеси Емельяновой, которая любезно дала согласие на их использование.

Цель занятий: формирование у детей представлений и навыков безопасного поведения.

Задачи:

- знакомство детей с ситуациями, которые могут представлять для них опасность;

- создание условий для освоения детьми способов преодоления опасных ситуаций;

- создание условий для формирования у детей безопасного поведения;

- развитие творческих представлений детей путем знакомства с творческими возможностями работы в технике «скрапбукинг»;

- формирование у детей навыков работы с оборудованием, обучение способам и приемам работы с материалами для создания открыток.

Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста.



Для формирования занятий мы использовали идею деятельностного подхода в обучении детей новым навыкам. Напомним, что деятельностный подход, разработанный в трудах великих педагогов и психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова признает, что развитие личности в целом и приобретение отдельных знаний и умений обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что дети «открывают» новое сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Взрослый лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Опишем деятельностный подход словами А.А. Леонтьева: «Процесс научения - это процесс деятельности ребенка, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде».

В этом смысле создание детьми открыток способствует решению задачи по формированию у детей представлений и навыков безопасного поведения в разных ситуациях: создавая открытку, вырезая и приклеивая детали, дети через активное творчество осваивают и закрепляют необходимые правила, усваивают полезные навыки и привычки. Иначе говоря, ребенок сам находит и сам овладевает необходимыми сведениями, обучается через действие.

Занятия по правилам личной безопасности можно проводить в различных форматах: беседа, викторина, квест, моделирование проблемных ситуаций, творческое осмысление проблемных ситуаций.

В зависимости от возраста, актуального развития ребенка, объема времени, условий организации и проведения занятий, специалисты самостоятельно формируют логику и последовательность проведения занятий с детьми, количество часов, отведенных на изучение темы и используемые форматы работы.

Полагаем важным, чтобы любой из выбранных форматов работы соответствовал принципам деятельностного подхода в работе с детьми. В этом смысле работа по созданию открыток в технике «скрапбукинг», которую мы предлагаем включить в занятия по личной безопасности детей, отвечает этим принципам: через деятельность по созданию открытки ребенок усваивает важные правила и принципы личной безопасности. Создавая тематические открытки по заданной теме, ребенок создаёт реальность: эти, воспроизведенные им самим правила, он не забудет никогда.

Разработки включают в себя три составляющие:

1) Методические и практические материалы, содержащие рекомендации по проведению занятий с детьми. Методические рекомендации помогут специалистам содержательно наполнить занятия и познакомить детей с правилами личной безопасности.

2) Короткий видеоролик (2-5 минут), содержащий основную информацию по созданию открытки. Короткий видеоролик содержит представление об открытке в целом и об этапах ее создания, об используемых материалах, инструментах, о применяемых техниках и приемах.

3) Подробный видеоурок с пошаговым объяснением каждого этапа создания открытки. Видеоурок предназначен как для использования специалистами в качестве методического материала, так и для непосредственной работы детей – используя видеоматериалы в формате «делай как я», повторять все действия за нашим дизайнером. В полных видеоуроках содержится большой объем информации о работе с оборудованием для скрапбукинга (фигурный дырокол, фигурные ножницы, штапмы, другое), о техниках работы с разными материалами (тонирование, тампоновка, сгибание, тиснение, вырезание и другие).

Желаем удачи и успехов в реализации ваших творческих идей!

Ссылка на страницу сайта Общественной организации «Пеликан», проект «Вы тоже можете» http://pelikan-ekb.ru/page16720714.html

С глубоким уважением к вашей работе,

исполнительный директор Общественной организации «Пеликан»,

Зоя Александровна Глухих





Made on
Tilda