Методические и практические рекомендации по проведению занятий по формированию навыков личной безопасности детей при обращении с водой
Цель: формирование у детей представлений и навыков безопасного поведения с водой
Задачи: - знакомство детей с информацией о роли воды в жизни человека, о ее ценности для человека и всего живого;
- знакомство детей с интересными фактами о воде;
- обсуждение вопросов употребления воды в пищу, создание условий для формирования у детей безопасного поведения при употреблении воды в пищу;
- знакомство детей с правилами безопасного поведения на воде;
- создание условий для формирования у детей безопасного поведения в опасных ситуациях на воде;
- развитие творческих представлений детей путем знакомства с творческими возможностями работы в технике «скрапбукинг»;
- формирование у детей навыков работы с оборудованием, обучение способам и приемам работы с материалами для создания открыток.
Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста.
Материалы для работы с детьми Эти материалы предназначены для проведения занятий с детьми, в ходе которых взрослый знакомит детей или актуализирует их знания:
1) о роли, ценности и влиянии воды в жизни человека и живого мира;
2) о способах использования воды;
3) о правилах безопасности при употреблении воды в пищу;
4) о правилах безопасного поведения на воде
1. Факты о воде 22 марта – Всемирный день воды.
Этот день объявила в 1993 году Организация объединенных наций.
Как вы думаете, почему люди придумали отмечать Всемирный день воды? Что вы знаете о воде? Зачем нам нужна вода? Какая бывает вода? Как вы думаете, чего на Земле больше – воды или суши? Везде ли на Земле достаточно воды? Жизнь на Земле появилась в воде. В мире не так много вещей, без которых человек не сможет прожить: это воздух, вода, пища. Сегодня поговорим о воде, которая окружает нас повсюду и из которой состоит человек.
Воды на нашей планете очень много: 70% (больше половины) поверхности занимает вода, и всего 30% – суша.
Мы с вами тоже больше чем наполовину состоим из воды. Количество воды в нашем теле меняется в разное время нашей жизни. Больше всего воды – в теле новорожденных детей (80%). Чем старше становится человек, тем меньше в его организме содержится воды. К старости в теле человека остается чуть больше половины воды.
Зная этот факт, становится понятно, что человек не может жить без воды. Более необходимой для человека после кислорода для выживания является вода. Вода нужна нам даже больше, чем еда. Человек может прожить примерно месяц без еды, тогда как без воды всего около недели.
Вот еще несколько фактов о воде, которые интересно знать:
холодная вода тяжелее горячей;
лед легче воды, поэтому он плавает на её поверхности;
жираф — это одно из животных, которое может дольше всего ходить без питьевой воды;
курица и коза по сравнению с другими животными и птицами употребляют меньше всего воды;
ü медуза и огурец почти полностью (на 95%) состоят из воды;
ü большая часть воды на Земле – соленая, не пригодная для питья; если, к примеру, воду со всего мира вместить в 4-литровый кувшин, то доступная нам пресная вода равнялась бы только одной столовой ложке;
пить можно только пресную (не соленую) воду. От пресной воды зависят не только люди, но и животные с растениями;
голод и жажда - очень похожие сигналы для мозга. Очень часто, когда мы почувствуем голод, на самом деле организму нужна вода;
большая часть земных запасов пресной воды находится в Антарктиде;
вода замерзает сверху вниз, что позволяет водным организмам выжить даже в холодное время года;
на луне была обнаружена вода в виде льда.
2. Правила безопасного употребления воды Мы уже говорили о том, что только совсем небольшая часть от всего количества воды, которое есть на нашей планете, пригодна для употребления в пищу человека и животных – речь идет о пресной (несоленой воде). Остальная вода на Земле – соленая.
В море, например, вода очень соленая, и пить такую воду нельзя – она не удовлетворит жажду, пить вам захочется еще сильнее. Такой соленой воды на Земле гораздо больше, чем той, которою можно пить.
Большая часть пресной (питьевой) воды содержится в ледниках. Помимо этого, пресная вода существует в реках, ручьях, подземных водах, пресных озёрах, а также в облаках.
Проблема в том, что не всю пресную воду можно пить без предварительной обработки. Очень много пресной воды, которая находится в ручьях, реках, озерах, даже в подземных водах, загрязнена.
Вода может быть загрязнена из-за природных факторов (например, пепел вулканов, размытая земля, гниющие останки животных или растений). Однако сегодня все больше пресной воды нельзя использовать из-за загрязнения ее человеком. И примеров этому множество: моющие средства, красители, мусор, пластик, удобрения, химические элементы, тяжелые металлы, канализационные стоки.
Для человека загрязняющие вещества в пресных водах опасны болезнями, инфекциями, распространением паразитических заболеваний.
Правило первое. Не пей воду из незнакомых источников Всемирная организация здравоохранения утверждает, что более 80% болезней в мире передаются через воду, а из-за некачественной воды каждые восемь секунд в мире заболевает один человек.
У многих людей в мире нет питьевой воды в том количестве, в котором она им нужна. И даже та вода, что есть – плохого качества (грязная, заразная). В некоторых странах Африки, например, люди должны пройти много километров, чтобы набрать чистой воды. В Индии, к примеру, из-за некачественной воды люди болеют тяжелыми инфекционными заболеваниями.
В нашей стране больших проблем с питьевой водой нет – мы можем использовать ту воду, которая течет из-под крана, предварительно ее прокипятив, можем использовать подземные воды из колодцев, можем даже пить воду из некоторых подземных ручьев (если знаем, что она безопасна).
Как правило, люди, которые живут в определенной местности, знают, какую воду они могут пить, а какую – нет. Воду из водопровода обычно пить можно, предварительно ее прокипятив. Если поблизости есть колодец или колонка с ключевой водой, а может даже ручей с ключевой водой, местные жители (взрослые и дети) тоже знают, можно ли пить из нее воду.
Но если ты ничего не знаешь ни о колодце, ни о ручье, такую воду пить нельзя.
Нельзя пить морскую воду – она не пригодна для питься из-за большого содержания соли, а также потому, что в море могут содержаться вредные вещества, бактерии, организмы. Тебе, наверное, знакомы истории, когда при купании в море люди случайно глотали морскую воду – часто это заканчивается болезнью (болит живот, тошнит, поднимается высокая температура).
Нельзя пить воду и из реки – она, хоть и пресная, но также содержит вредные вещества и организмы.
Правило второе. Кипяти водопроводную воду перед употреблением В России та вода, которая поступает к нам по водопроводным трубам, проходит проверку и не должна содержать вредных и опасных веществ. Однако врачи все-таки рекомендуют ее кипятить перед тем, как пить. Сегодня все больше людей дополнительно фильтруют воду, а некоторые заказывают чистую питьевую воду.
Воду фильтруют для того, чтобы очистить ее от лишних примесей, а кипятят для того, чтобы обеззаразить и убить микробов.
3. Правила безопасного поведения на воде С питьевой водой мы разобрались, и теперь вы знаете, зачем человеку нужна вода и какую роль она играет для человека. Мы поговорили о том, какую воду можно пить, а какую нет и почему.
Давайте сейчас поговорим о водоемах. И дети, и взрослые любят плавать в озерах, реках и морях. Чтобы плавание приносило пользу и доставляло удовольствие, нужно соблюдать определенные правила. Самое главное, о чем нужно помнить – это о том, что человек, в отличие от рыб, не умеет дышать под водой. Поэтому, отправляясь плавать, нужно вести себя так, чтобы надолго не погружать лицо в воду.
Правило первое. Научись плавать Не забывай, что в море, озере и реке мелко только у самого берега. Чем дальше от берега, тем становится глубже. Отойдя от берега на некоторое расстояние, ты уже не будешь доставать ногами дна.
Поэтому, если ты хочешь купаться в таких местах, тебе обязательно нужно научиться плавать и уверенно держаться на воде. Учиться нужно только со взрослыми и только в безопасных местах – в неглубоком бассейне или на мелководье. Взрослые научат тебя, как держаться на воде, как правильно дышать, как правильно плыть и как отдыхать на воде, если закончились силы плыть.
Только тогда, когда ты научился всему в безопасных условиях, можно пробовать свои силы на глубине.
Правило второе. Используй специальные плавательные средства только на мелководье Запомни, что нарукавники, надувные круги и матрасы предназначены для того, чтобы помочь тебе научиться плавать или для отдыха. Как ты уже знаешь, учиться плавать на глубине нельзя. Поэтому, если ты неуверенно держишься на воде, плавай в нарукавниках, с кругами и на матрасах только там, где мелко.
Если круг или нарукавники сдуются, а матрас перевернется (а такое случается), ты всегда должен иметь возможность достать ногами до дна.
Даже если ты хорошо плаваешь, старайся не уплывать на матрасе или в круге далеко от берега. Уплывай только на то расстояние, откуда тебе хватит сил вернуться самостоятельно, если вдруг матрас лопнет или начнет набирать воду.
Правило третье. Будь внимателен у воды Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду: пирс, мостик, обрыв.
К примеру, решили вы с друзьями поиграть в мячик на речном мосту. Такая игра может быть опасной как для тех, кто не умеет плавать, так и для тех, кто плавает отлично. Если человек не умеет плавать, а река глубокая, понятно, что такая игра может быть опасна для него.
Как ты думаешь, почему это опасно и для тех, кто хорошо плавает? Причин может быть несколько. Во-первых, даже хороший пловец может растеряться от неожиданного падения и нахлебаться воды. Во-вторых, опасность может представлять недостаточная глубина – при падении можно удариться о дно реки. Кроме того, на дне могут быть ветки, камни или мусор, которые могут поранить упавшего.
Поэтому запомни: если не собираешься плавать – не играй у воды, особенно в незнакомом месте.
Правило четвертое. Не купайся в неразрешенных и незнакомых местах Не купайся в водоеме, если там купаться запрещено и об этом предупреждают специальные знаки. Если есть предупреждение – значит, водоем или слишком грязный или содержит другие опасности (подземные течения, водовороты, мусор на дне).
Правило пятое. Не ныряй в незнакомых местах Самая большая опасность в том, что в этом месте может быть слишком мелко и ныряльщик может удариться о дно, получить травму или потерять сознание.
Даже в подходящих по глубине для ныряния местах может быть опасно – на дне могут находиться большие камни, торчащие палки, другие большие предметы, которые также могут причинить вред.
Правило шестое. Не заплывай за буйки Буйки обычно выставляют на море – для того, чтобы предупредить людей, куда заплывать не следует. Как правило, это то расстояние, куда быстро могут добраться спасатели, и заплывать за буйки не стоит, даже умея плавать.
Правило седьмое. Не купайтесь в шторм Какие опасности подстерегают человека в шторм? Если пловец находится в море, есть опасность, что его накроет большой волной и он нахлебается воды. Но даже добравшись до берега, выйти на сушу нелегко, потому что волна, ударившись о берег, с силой возвращается в море и утягивает все за собой - песок, гальку, человека - и затягивает все в водоворот. В этом водовороте человека может кидать в разные стороны с такой силой, что он ничего не сможет сделать. В этот момент человек не может контролировать свои движения, поэтому есть опасность сильно поцарапаться о песок или стукнуться головой о камень.
Расскажите, какие еще правила безопасности нужно соблюдать на воде? Дорогие друзья! Учитесь плавать и соблюдайте правила безопасного поведения у воды. Выучите их сами и расскажите о них своим друзьям и знакомым. Желаем, чтобы от плавания у вас оставались только хорошие впечатления, а они обязательно будут, если соблюдать эти несложные правила.
Ссылка на видеоурок по созданию открытки «Безопасность на воде»
https://youtu.be/eBxPB0mJjSE С глубоким уважением к вашей работе, исполнительный директор Общественной организации «Пеликан», Зоя Александровна Глухих