Методические рекомендации по проведению занятий по формированию навыков личной безопасности детей по теме: «Правила дорожного движения для пешеходов»

Цель: формирование у детей представлений и навыков безопасного поведения пешеходов и пассажиров на дорогах

Задачи:

- знакомство детей с историей появления правил дорожного движения;

- актуализация представлений детей о необходимости регулирования движения на дорогах;

- знакомство детей с понятиями «правила дорожного движения», «участник дорожного движения», «пешеход», «пассажир»;

- знакомство детей с правилами дорожного движения, регулирующими поведение пешеходов на дорогах;

- знакомство детей с правилами дорожного движения, регулирующими поведение пассажиров на дорогах;

- знакомство детей с профессией инспектора ДПС;

- создание условий для формирования у детей безопасного поведения на дорогах через разбор опасных ситуаций;

- развитие творческих представлений детей путем знакомства с творческими возможностями работы в технике «скрапбукинг» при создании открытки по правилам дорожного движения;

- формирование у детей навыков работы с оборудованием, обучение способам и приемам работы с материалами для создания открыток.

Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста.

Материалы для работы с детьми

Эти материалы предназначены для проведения занятий с детьми, в ходе которых взрослый знакомит детей или актуализирует их знания:

1) об истории появления правил дорожного движения;

2) об основных понятиях ПДД: «участник дорожного движения», пешеход», «водитель», «правила», «знаки дорожного движения»;

3) о правилах дорожного движения для пешеходов;

4) о профессии инспектора ДПС;

5) о дорожных знаках для пешеходов

1. История появления правил дорожного движения

Сегодня поговорим о правилах дорожного движения, о том, для чего они нам нужны, когда и зачем они появились.

Как ты думаешь, правила дорожного движения были всегда? Когда придумали первые правила и для кого? Как ты думаешь, о чем говорилось в первых правилах?

Правила дорожного движения – это такие законы, которые придумали люди для того, чтобы на дорогах было безопасно.

И первые правила появились задолго до автомобилей. Историки говорят о том, что первые правила дорожного движения появились тогда, когда появились дороги, а на дорогах, кроме пешеходов, появились повозки, запряженные лошадьми.

Первые попытки людей навести порядок на дорогах в городах были в Древнем Риме. Знаменитый правитель Юлий Цезарь издал указ, по которому на улицах города было введено одностороннее движение – для того, чтобы повозки и экипажи двигались в одну сторону и не сталкивались друг с другом. Это значит, что в одну сторону можно было проехать по одной улице, а вернуться – по другой. В современных городах и сегодня есть дороги с односторонним движением (как правило, это узкие дороги). Днем по улицам Рима нельзя было ездить в частных повозках и экипажах – люди оставляли их за пределами города и далее передвигались пешком.

Конечно, правила были простые и о многом не говорили. Например, не было правил о том, как разъехаться на перекрестке. Представьте себе, что на перекрестке столкнулись два экипажа. Светофоров нет, обе дороги одинаково главные. Кто кого должен пропустить? Часто в таких ситуациях возникали драки. Для того, чтобы разнять водителей экипажей, в Древнем Риме придумали профессию регулировщик дорожного движения. Они должны были следить за тем, чтобы на дорогах не было драк.

Вот такими были самые первые правила дорожного движения. И появились они, как мы видим, задолго до того, как люди придумали автомобили. Со временем правил становилось все больше. Но в каждой стране они были разными. Поэтому путешественник, который приезжал из одной страны в другую, не понимал, как ему правильно себя вести. Дорожные знаки были разными, написанными на разных языках мира. Все это создавало путаницу для пешеходов и водителей. Представьте себе, в России на дорожном знаке написано «СТОП», а в Англии – «STOP». Одно и то же слово, но если вы не знаете английского языка, вы не поймете, о чем этот знак.

Поэтому 50 лет назад 68 стран мира собрались и приняли решение о том, что дорожные знаки во всем мире должны быть одинаковыми. И поэтому сегодня мы можем уверенно чувствовать себя на дорогах в любой стране, потому что понимаем, что во всем мире зеленый – это разрешающий знак светофора, красный – запрещающий, а дорожные знаки теперь с одинаковым изображением во всем мире.

2. Основные понятия правил дорожного движения

Как вы думаете, кто должен знать правила дорожного движения? Нужно ли знать правила человеку, который не водит автомобиль? Для чего? Можно ли сегодня обойтись без правил дорожного движения?

Правила дорожного движения – это обязательные законы для всех, кто выходит или выезжает на дорогу, а не только для водителей. Сложно представить, что современный человек (не важно, взрослый или ребенок) никогда не выходит на дорогу.

Даже если мы не водим автомобиль, мы переходим дороги, ездим в общественном транспорте и являемся участниками дорожного движения. Поэтому правила дорожного движения для нас тоже обязательны.

Когда мы переходим дорогу или едем на велосипеде, мы пешеходы.

Когда мы едем в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро), мы пассажиры.

Когда мы находимся за рулем транспорта, мы водители.

Для каждого участника дорожного движения есть правила, которые он обязан соблюдать. Мы рассмотрим правила дорожного движения для пешеходов.

3. Правила дорожного движения для пешеходов

Пешеходам важно знать правила о том, как двигаться вдоль дорог, как переходить дороги, как пользоваться общественным транспортом, входить и выходить из него.

Первое правило

Пешеходы должны ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам. Ходить по автомобильной дороге нельзя – она предназначена для транспорта.

В городе обычно тротуары отделены от автомобильной дороги бордюром. Запомни, что ходить по бордюру нельзя. А если нет бордюра, то нельзя ходить по краю тротуара близко к дороге.

Есть автомобильные дороги, у которых нет тротуаров и пешеходных дорожек (дороги между городами, дороги, где очень мало пешеходов). В этом случае пешеходы идут по обочине.

Обочина – это крайняя часть дороги без асфальта, по которой машины не ездят.

Запомни! По обочине нужно идти навстречу машинам. Так безопаснее, потому что пешеход видит, с какой скоростью приближаются к нему машины и куда они едут. На дороге может всякое случиться, например, водитель может не справиться с управлением. Поэтому гораздо безопаснее, если пешеход будет видеть машины перед собой – так он сможет среагировать на непредвиденную ситуацию на дороге. Если же машины будут приближаться со спины пешехода, в этом случае он не будет контролировать ситуацию.

Если по обочине идут взрослый и ребенок, то взрослый должен идти со стороны проезжей части (ближе к машинам), а ребенок – дальше от машин.

В темное время суток надевай одежду со светоотражающими элементами (они светятся в лучах автомобильных фар), чтобы водители могли видеть тебя на дороге.

Второе правило. Как переходить дорогу

Переходить на другую сторону дороги можно не вежде, а только в специальных местах для пешеходов. Это пешеходные переходы.

Пешеходные переходы бывают наземные (переход по дороге), подземные (переход под дорогой) и надземные (переход над дорогой).

Пешеходные переходы ты узнаешь по специальным знакам. Узнать надземные и подземные пешеходные переходы нетрудно: это ступеньки под дорогу или лестница на мостик над дорогой.

Наземные пешеходные переходы обозначены специальным дорожным знаком «Пешеходный переход», разметкой («Зебра»), оборудованы светофором.

Если на пешеходном переходе есть светофор, переходить его нужно на зеленый свет. Для безопасности, когда переходишь дорогу на зеленый свет, проверь, все ли машины остановились, и только тогда начинай движение.

Если светофора нет, а есть разметка («Зебра»), это значит, что машины должны пропустить пешехода, как только он подойдет к переходу. Чтобы обезопасить себя, перед переходом дороги убедись, что все машины остановились и пропускают тебя, и только тогда переходи.

Если специального перехода нет, ты находишься на дороге и не видишь ни светофора, ни регулируемого перекрестка, переходи дорогу по правилам:

- убедись, что ты видишь всю дорогу в обе стороны (поблизости нет поворотов, из-за которых может выехать машина);

- убедись, что машин нет ни слева, ни справа;

- еще раз посмотри налево, если нет машин, дойди до середины дороги, затем посмотри направо, если нет машин – переходи вторую часть дороги.

Третье правило. Поведение пассажиров в общественном транспорте

Ожидай общественный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус) только на остановках. Не выбегай на дорогу, чтобы посмотреть, идет ли автобус.

Первым в общественный транспорт заходит ребенок, за ним – взрослый. А выходит первый взрослый, а потом – ребенок. Заходить и выходить из транспорта можно только после того, как он полностью остановится. Запрыгивать и выпрыгивать во время движения нельзя, это опасно.

В трамвае, автобусе или троллейбусе сядь на сиденье. Если свободных мест нет – встань рядом с сиденьем и держись за его спинку или за специальный поручень. Ходить по автобусу или трамваю во время движения запрещено – это может быть опасно при внезапном торможении или доставить неудобства другим пассажирам.

Когда ты выходишь из общественного транспорта и тебе нужно перейти дорогу, лучше не торопиться и подождать, когда трамвай или автобус отъедет от остановки и будет видна дорога в обе стороны.

Но если ты торопишься и нет времени ждать, когда транспорт отъедет, запомни правила безопасного перехода дороги при выходе из транспорта:

- Трамвай нужно обходить спереди. Так ты будешь видеть трамвай, который идет навстречу

- Автобус и троллейбус обходи сзади – так ты увидишь машины, которые едут за автобусом и обгоняют его.

Четвертое правило. Поведение пешеходов вблизи дорог

- нельзя выбегать на дорогу перед движущимся автомобилем. Водитель может не заметить вас и не успеть остановиться;

- нельзя играть у дороги. Во время игры вы можете случайно оказаться на проезжей части (заиграться и побежать за мячом на дорогу);

- нельзя кататься с горок, которые выходят на дорогу;

- нельзя перелезать через ограждения дороги. Ограждения специально ставят в тех местах, где дорогу переходить опасно;

- нельзя выезжать на дорогу на роликах, скейтах, велосипедах, самокатах.

4. Инспектор ДПС


ДПС – это дорожно-патрульная служба, подразделение полиции. Поэтому сотрудники носят специальную форму с надписью «ДПС», имеют нагрудный знак с номером. Инспекторы ДПС следят за соблюдением правил дорожного движения, за безопасностью на дорогах.

Мы уже говорили о том, что правила дорожного движения появились очень давно – еще в Древнем Риме. И профессия эта тоже древняя – она тоже появилась в Древнем Риме, когда специальные регулировщики разрешали споры между владельцами повозок и экипажей на дорогах.

В наше время инспекторы ГИБДД занимаются не только регулировкой движения. Они помогают владельцам машин в авариях, следят за тем, чтобы пешеходы переходили улицы только в положенном месте, чтобы за руль не садились пьяные водители, подростки, а также, чтобы все светофоры работали без сбоев.

5. Дорожные знаки для пешеходов

В правилах дорожного движения содержится много знаков для участников дорожного движения. Есть знаки, обязательные для всех, есть специальные знаки, знать которые нужно только водителям – вы их обязательно выучите, когда будете водить машину.

А сегодня познакомимся с дорожными знаками, которые нужно знать пешеходу.

1. Пешеходная дорожка. Конец пешеходной дорожки

На дорожках, обозначенных таким знаком, могут передвигаться: - пешеход; - идущий человек, катящий велосипед, мопед, санки, тележку, коляску; - передвигающийся на роликах, самокате, гироскутере; - юные велосипедисты до 14 лет

2. Пешеходная зона. Конец пешеходной зоны
Это не просто дорожка, а большой отрезок пути, по которому движение автомобилей запрещено
3. Велосипедная дорожка.

Знак сообщает о наличии отдельной дорожки или выделенной полосы на автомобильной дороге для людей на велосипеде. Движение автомобилей по велосипедной дорожке запрещено, но разрешено для других двухколесных видов транспорта: мопедов; скутеров; самокатов.

4. Движение велосипедистов запрещено

Знак означает, что на этом участке дороги нельзя выезжать на велосипеде. Как быть велосипедисту в этом случае? Ранее мы говорили, что велосипедист, который катит свой велосипед, является пешеходом и может перемещаться по тротуару. Поэтому велосипедисту нужно сойти с велосипеда и перейти на тротуар

5. Пешеходный переход

Пешеходный переход Подземный Пешеходный переход Надземный Пешеходный переход 6. Жилая зона. Конец жилой зоны

Знак устанавливается во дворах. Он не запрещает движение автомобилей, но пешеходы в жилой зоне – главные. Водители должны передвигаться с низкой скоростью и уступать дорогу пешеходам.

7. Движение пешеходов запрещено

Знак запрещает движение пешеходов на опасных участках дороги: скоростная трасса, на мостах, путепроводах и эстакадах, где нет тротуаров; в местах проведения ремонтных работ.

Дорогие друзья!

Правила дорожного движения обязательны не только для водителей, их должны знать и соблюдать пешеходы. Вы, хоть и являетесь юными пешеходами, тоже должны знать, как правильно вести себя на дорогах.

Надеемся, вы выучите эти несложные правила сами и расскажете о них своим друзьям.

Зная и выполняя правила, вы будете грамотным участником дорожного движения и ваши путешествия будут безопасными.


Ссылка на видеоурок по созданию открытки «Безопасность на дороге»
https://youtu.be/ZxbN7eYwZhk





Made on
Tilda