Меры социальной защиты по нескольким основаниям: как выбрать льготу

Какие права имеются у граждан, имеющих несколько оснований для предоставления мер социальной поддержки, могут ли они воспользоваться льготами, предусмотренными для нескольких категорий, или только для одной, можно ли выбирать более выгодные льготы из каждой категории – на такие вопросы нередко отвечают специалисты общественной приемной «Пеликана».

Надо отметить, что задаваемые вопросы имеют под собой основания. Действительно, если гражданин имеет два или более льготных статуса – возьмем, к примеру, статус «инвалид» и «ветеран труда». Социальная поддержка этим категориям граждан регулируется разными нормативными актами – в первом случае - Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (льготники федерального уровня), во втором случае – льготники регионального уровня, социальная поддержка которых регулируется Законом Свердловской области от5.11.2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

Можно ли объединить льготы, предусмотренные двумя нормативными актами?

Ответ на этот вопрос содержится в указанных законах, согласно которым при наличии у гражданина права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Получение социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, по общему правилу, законодательством не предусмотрено.

По расчетам и самих граждан, и специалистов, выгоднее, безусловно, выбирать меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для инвалидов, поскольку суммарный объем мер социальной поддержки для федеральных льготников с учетом ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг в любом случае превышает объем льгот, представляемых региональным льготникам (в нашем примере – ветеранам труда).

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки федеральным льготникам, в том числе инвалидам, за счет средств собственных бюджетов. В нашем регионе такая дополнительная мера предусмотрена для инвалидов в виде ежегодного пособия на проезд (Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1426-ПП (ред. от 10.07.2014) «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для от-дельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации»).

Вопрос предоставления льгот неоднократно был предметом судебного рассмотрения. Конституционный Суд Российской Федерации, куда обращались «двойные» льготники, неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О, от 22 марта 2011 года N 443-О-О, от 19.06.2012 N 1085-О и др.).

Материалы подготовлены в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.



Made on
Tilda