Прием 27.06.2018
27 июня 2018 года в правовой приемной Общественной организации «Пеликан» в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребенка-инвалида» состоялся приём родителей по вопросам реализации прав ребенка-инвалида на образование.

Работа правовой приемной и двадцатилетний опыт работы организации «Пеликан» позволяют утверждать, что вопросы в сфере образования занимают очень видное место в сфере потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов. Независимо от состояния здоровья ребенка, его возможностей и способностей в текущем моменте, каждый родитель хочет видеть будущее своего ребенка успешным, в том числе в интеллектуальном плане.

А это значит, что уже сегодня родителю необходимо задуматься о том, какое образование его ребенок может получить. Сегодня уже ни для кого не секрет, что образование могут получить все дети без исключения, давно из законодательства ушел термин «необучаемые дети», система образования «настраивается» на работу любой образовательной организации с любым ребенком. Тенденция сегодняшнего времени – внимание не только школьному периоду детства, но и раннему развитию ребенка, с момента его рождения.

Как реализовать право ребенка на качественное образование, соответствующее его способностям и образовательным потребностям, что необходимо знать родителям, кто подскажет, в каком направлении двигаться, как сориентироваться в действующем законодательстве, как организовать эффективную реализацию рекомендованных специалистами реабилитационных и абилитационных мероприятий - эти темы обсудили сегодня родители с профессионалами.

Большого мужества требует воспитание ребенка-инвалида с тяжелыми формами заболевания: все силы родителей уходят на поддержание жизни малыша, многие дети перенесли не одну сложнейшую операцию, прогнозы врачей не всегда утешительны. Однако даже в таких ситуациях родители находят в себе силы для развития интеллектуальных способностей ребенка, и вопросы, заданные сегодня экспертам – тому подтверждение: какие педагогические мероприятия возможны, где получить услуги по развивающим занятиям, какие документы регламентируют работу с ранним возрастом? – эти вопросы задала экспертам бабушка двухлетнего мальчика, который к своим двум годам перенес десяток операций на головном мозге, в истории развития ребенка – тяжелейшие диагнозы и полное отсутствие перспективы развития. Однако вера в этого ребенка позволяет семье шаг за шагом продвигаться к успеху: малыш узнает родных, научился самостоятельно принимать еду, вовсю плавает и собирается в детский сад. А комплексную помощь в получении образования ребенок будет получать в отделении ранней помощи областного психолого-педагогического центра «Ресурс», специалисты которого разработают и начнут реализацию индивидуальной программы обучения малыша.

В качестве базовой рекомендации специалисты предлагают родителям выбирать ту форму образования, которая предполагает нахождение ребенка в образовательной организации, пусть даже несколько часов или очно-заочно. В этом случае ребенок будет «закреплен» за образовательной организацией, специалисты которой помогут родителям реализовать индивидуальную программу образования.

В частности, если у ребенка есть заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), в котором прописано, что ему необходимы занятия со специалистами (логопед, дефектолог, психолог), образовательная организация обязана исполнять эти рекомендации, а у родителей, в свою очередь, есть право требовать исполнения. И «отсутствие необходимых кадров» не является правомерным объяснением бездействия организации. Родитель должен обратиться с этим вопросом к учредителю: в образовательной организации есть ребенок с особыми образовательными потребностями, у ребенка есть ИПРА, заключение комиссии (индивидуальная программа реабилитации или абилитации), которые обязательны к исполнению.

Решение о том, в какой форме будет получать образование ребенок, принимают его родители. Тем не менее, необходимо помнить о требованиях закона, согласно которому все дети старше 8 лет должны получать образование в обязательном порядке, и это уже ответственность родителей. Поэтому с пониманием необходимо выбирать организацию, в которой ребенок будет обучаться. Так, к примеру, обучение в частных организациях будет соответствовать требованиям закона только в том случае, если у этой организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам общего образования. В ином случае непосещение ребенком школы этим требованиям будет противоречить. И в данной ситуации центр развития можно рассматривать только в качестве дополнения к образованию ребенка.

Итоговая аттестация – не самый последний вопрос в образовании. Это волнительный момент для всех детей и родителей, особенным он становится для родителей детей с особыми образовательными потребностями. Как в формате экзамена поведет себя ребенок, никогда не посещавший школу и находящийся на домашнем обучении, будут ли ему предоставлены особые условия и здесь, может ли на экзамене присутствовать мама, без которой ребенок никогда не учился, можно ли совсем не сдавать экзамены и получить аттестат, что будет, если ребенок не справится с экзаменом – эти вопросы не остались без внимания и закреплены в нормативных актах.

Порядок сдачи итоговой аттестации установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1394.

Отказаться от прохождения экзамена нельзя, итоговая аттестация обязательна. При этом, в соответствии с положениями Приказа, аттестация проводится в условиях, соответствующих состоянию здоровья ребенка – это может быть отдельный класс, специально оборудованное помещение, участие ассистента-помощника, сдача экзаменов дома у ребенка, в привычных ему условиях, увеличивается время экзамена. Количество экзаменов для детей-инвалидов может быть сокращено до двух обязательных – русский язык и математика.

Для организации особых условий родителям необходимо своевременно обратиться с заявлением к руководителю образовательной организации для того, чтобы школа смогла подготовиться к организации экзамена для учащегося. В заявлении необходимо указать количество экзаменов и форму сдачи. Для обоснования необходимости организации особых условий можно получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Юридические консультации проходят в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.

Made on
Tilda