It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.




МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН


Методические материалы

Материалы подготовлены в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.


Екатеринбург

2018


Набор социальных услуг для инвалидов: основания, процедура оформления, денежный эквивалент

В приемную по правам человека общественной организации «Пеликан» поступают вопросы, связанные с реализацией права инвалидов на предоставление набора социальных услуг (НСУ). Людей, в частности, интересуют вопросы механизма реализации этого права, возможность получения НСУ в денежном эквиваленте, а также сроки, установленные для подачи заявления о выборе формы получения НСУ (натуральная форма или денежный эквивалент): не все согласны с тем, что изменить свой выбор можно только до 1 октября предшествующего года.

Рассмотрим эти вопросы.

Нормативное регулирование права на набор социальных услуг закреплено в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Закон), в соответствии с положениями которого «набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан». К указанным в Законе категориям относятся следующие федеральные льготники (статья 6.1 Закона) :

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого набора социальных услуг, согласно статье 6.2 Закона, включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В частности, для инвалидов ЕДВ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Поэтому для установления ЕДВ льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда России, а для получения НСУ отдельное заявление писать не нужно, такое право возникает автоматически при установлении ЕДВ. Автоматически же НСУ устанавливается в натуральной форме, и, если льготника устраивает такая форма, она остается по умолчанию. В том же случае, если гражданину более удобно или выгодно (например, в ситуации временного проживания в другом месте) получать денежный эквивалент, заявление на следующий год необходимо подготовить до 1 октября года текущего. И в этом - ответ на вопрос граждан, льгота которым вновь назначена: в текущем году они будут получать льготы в натуральной форме (это также распространяется на следующий год для граждан, которым инвалидность установлена после 1 октября), и только на следующий год (в некоторых случаях – через год) гражданин может принять решение о выборе удобной ему формы. Заявление, поданное до 1 октября, будет действовать с 1 января до момента нового заявления.

Отказаться от натуральной формы в пользу денежного эквивалента можно в любых, наиболее выгодных, вариантах: от одной части (от лекарственной, санаторно-курортной, бесплатного проезда), от любых двух услуг или от всего набора услуг в целом.



Меры социальной защиты по нескольким основаниям: как выбрать льготу

Какие права имеются у граждан, имеющих несколько оснований для предоставления мер социальной поддержки, могут ли они воспользоваться льготами, предусмотренными для нескольких категорий, или только для одной, можно ли выбирать более выгодные льготы из каждой категории – на такие вопросы нередко отвечают специалисты общественной приемной «Пеликана».

Надо отметить, что задаваемые вопросы имеют под собой основания. Действительно, если гражданин имеет два или более льготных статуса – возьмем, к примеру, статус «инвалид» и «ветеран труда». Социальная поддержка этим категориям граждан регулируется разными нормативными актами – в первом случае - Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (льготники федерального уровня), во втором случае – льготники регионального уровня, социальная поддержка которых регулируется Законом Свердловской области от5.11.2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

Можно ли объединить льготы, предусмотренные двумя нормативными актами?

Ответ на этот вопрос содержится в указанных законах, согласно которым при наличии у гражданина права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Получение социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, по общему правилу, законодательством не предусмотрено.

По расчетам и самих граждан, и специалистов, выгоднее, безусловно, выбирать меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для инвалидов, поскольку суммарный объем мер социальной поддержки для федеральных льготников с учетом ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг в любом случае превышает объем льгот, представляемых региональным льготникам (в нашем примере – ветеранам труда).

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки федеральным льготникам, в том числе инвалидам, за счет средств собственных бюджетов. В нашем регионе такая дополнительная мера предусмотрена для инвалидов в виде ежегодного пособия на проезд (Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1426-ПП (ред. от 10.07.2014) «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для от-дельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации»).

Вопрос предоставления льгот неоднократно был предметом судебного рассмотрения. Конституционный Суд Российской Федерации, куда обращались «двойные» льготники, неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О, от 22 марта 2011 года N 443-О-О, от 19.06.2012 N 1085-О и др.).



Компенсационные выплаты, назначаемые гражданам, осуществляющим уход

Компенсационные выплаты, назначаемые гражданам, осуществляющим уход, предоставляются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2008 года № 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами". В соответствии с Указом, размер компенсационной выплаты составляет 1200 рублей.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях (куда относится Свердловская область), получают выплаты с учетом районного коэффициента. Таким образом, выплата, скажем, в Екатеринбурге, буде увеличена на 15% и составит 1380 рублей. Именно такую сумму и получала наша заявительница в период, пока за ней ухаживала проживающая совместно внучка.

Как же быть в ситуации, если гражданин, который осуществляет уход за инвалидом или достигшим возраста 80 лет, живет в другом муниципальном образовании? Положены ли выплаты в данной ситуации и в каком размере?

В этой ситуации компенсационные выплаты сохраняются, но назначаются они без увеличения на районный коэффициент, то есть 1200 рублей.



Государственная поддержка семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

Значимым подспорьем к пенсии для многих граждан являются меры социальной поддержки, назначаемые в зависимости от статуса граждан. Одной из таких дополнительных гарантий является назначение мер социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Такие меры установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как получить эту поддержку, какие документы необходимо для этого подготовить, каков размер этой поддержки – с этими и другими вопросам обращаются граждане к юристу приемной.

Законом установлена категория граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Это нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (статья 21 Закона).

Рассмотрим варианты государственной поддержки семьям. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе:

- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения;

- сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.

- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

- первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего).




ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ



«Советские» вклады: на что можно рассчитывать



В приемную по правам человека общественной организации «Пеликан» поступают финансовые вопросы, в том числе – вопросы компенсации вкладов, созданных в период до 1991 года. Многие люди, получив компенсацию, недоумевают, где остальные деньги и когда они будут им возвращены.

Разберемся с этим вопросом.

Действительно, государство признало своим внутренним государственным долгом обязательства по всем вкладам граждан, действовавшим до 20 июня 1991 года (Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации").

Далее, создан механизм компенсации: порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам определяется Правительством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 22.12.2016 N 1435 на 2017 год продлено действие Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. №1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2017 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке РФ».

Размер компенсации зависит от нескольких условий:

- даты рождения вкладчика (граждане до 1945 года рождения получают компенсацию в 3-кратном размере; 1946 – 1991 года рождения – в 2-кратном размере);

- от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов: 1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 - 2017 годах и закрытым в 1996 - 2017 годах; 0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1994 годах и закрытым в 1995 году; 0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1993 годах и закрытым в 1994 году; 0,7 - по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году; 0,6 - по вкладам, закрытым в 1992 году).

Самое важное, на что необходимо обратить внимание – компенсация осуществляется исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году. А это значит, что даже если к 1991 году семье удалось накопить огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей, то максимум, на что они могут рассчитывать сегодня – это компенсация в 30 тысяч (сегодняшних) рублей.

Компенсационные выплаты, в соответствии с законодательством, осуществляются в подразделениях Сбербанка России по месту нахождения вкладов.

В 2017, 2018 и 2019 годах государство продолжит компенсационные выплаты по вкладам населения, отнесённые к гарантированным сбережениям. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в бюджет заложены следующие средства в сумме по 5, 5 миллиардов рублей ежегодно.

Проценты по микрозаймам: практика Верховного суда

«Кредитные истории» занимают особое место среди консультаций в общественной приемной по правам человека. К сожалению, люди не всегда справляются со взятыми на себя обязательствами. И если долгосрочные – более чем на год – кредиты в банках люди берут, хоть как-то взвешивая возможности, да и условия банковских учреждений зачастую ограничивают заемщиков, то краткосрочные – микрозаймы – подчас оформляются, что называется, «по пути домой».

И эта особенность микрозаймов – быстрое оформление, минимум документов, короткий срок и большие проценты – стала для многих наших сограждан причиной финансовых проблем. Одна из отдаленных и поэтому, наверное, не самых очевидных проблем – испорченная кредитная история, и как следствие, возможный отказ в приеме на работу. В подобной ситуации оказался один из заемщиков, который достаточно просто оформил микрозаймы в трех организациях, две из которых сегодня попросту исчезли. Кому вернуть долг и в каком размере – на этот вопрос ответа пока нет, а отказы в приеме на работу с формулировкой «не прошел проверку службой безопасности» продолжают поступать.

Как следует из нашего опыта, микрофинансовые организации не торопятся обращаться в суд, и понятно почему – маловероятно, что суд согласится с требованием о взыскании сотни тысяч рублей по 10-тысячному займу.

Одним из последних определений Верховного суда Российской Федерации подтверждена позиция судов по этим категориям дел Определение от 22.08.2017 по делу № 7-КГ17-4). В суд обратилось ООО «Доступные деньги» с иском о взыскании суммы основного долга и процентов за пользование займом в размере 108 450 рублей. При этом, как следует из материалов дела, основной долг составил 10 тысяч рублей, срок – 15 дней, проценты по договору - 730 в год, а просрочка - более года.

Что просила микрофинансовая организация: взыскать с заемщика проценты за пользование микрозаймом в размере 730% за весь период (а это 467 дней).

Позиция Верховного Суда по данному вопросу следующая.

Повышенные проценты за пользование микрозаймами обусловлены коротким сроком кредитования и небольшим размером займа. Иное, то есть установление сверхвысоких процентов за длительный срок пользования микрозаймом, выданным на короткий срок, приводило бы к искажению цели деятельности микрофинансовых организаций.

Судом назначены высокие проценты (730 годовых) только за период, указанный в договоре – 15 дней, за остальной период (за пределами срока действия договора) взысканы проценты исходя из средневзвешенной процентной ставки (17,53% годовых) по кредитам, предоставляемым на срок свыше одного года.

Иной порядок начисления, по мнению суда, противоречит существу законодательного регулирования договоров микрозайма, поскольку фактически свидетельствует о бессрочном характере обязательств заемщика.

Еще один интересный вывод следует из данного определения.

Верховный Суд не считает, что к данным правоотношениям могут быть применены нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (уменьшение неустойки). Обоснование следующее: возможность установления процентов на сумму займа по соглашению сторон не может рассматриваться как нарушающая принцип свободы договора. Проценты являются платой за пользование денежными средствами и не могут быть снижены судом. В связи с этим, уменьшение процентов в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.

Таким образом, два очень важных момента следует из определения Верховного Суда Российской Федерации:

- указанные в договоре микрозайма высокие проценты – это плата за пользование денежными средствами на особых условиях (короткий срок и небольшой размер займа, а также риски в связи с минимальным пакетом документов);

- указанные в договоре высокие проценты распространяются только на срок действия договора, за период же пользования денежными средствами за рамками договора проценты начисляются по средневзвешенной процентной ставке, рассчитанной по долгосрочным кредитам. За несвоевременное исполнение обязательств договором может быть предусмотрен штраф, но не высокие проценты.

Особенности налогообложения работающих инвалидов

и родителей детей-инвалидов.

По общему правилу, доходы, полученные физическими лицами в качестве оплаты труда, облагаются налогом по ставке 13% (НДФЛ).

При этом для определенных категорий налогоплательщиков предусмотрены особые условия, когда часть дохода освобождается от налогообложения. Размер необлагаемой налогом суммы дохода зависит от категории налогоплательщика – это родители несовершеннолетних, военнослужащие, лица, выполняющие отдельные виды работ, в числе прочих – граждане с инвалидностью и работники, воспитывающие детей-инвалидов.

Рассмотрим отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Уже при получении заработной платы ее размер «на руки» можно увеличить, написав работодателю заявление и приложив подтверждающие документы. Это стандартный налоговый вычет (статья 218 Налогового кодекса Российской Федерации).

Стандартный налоговый вычет – это та сумма из заработной платы, на которую не будет начисляться подоходный налог (13%). Размер вычета зависит от условий:

- Налоговый вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц распространяется на следующие категории налогоплательщиков-инвалидов: лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк"; инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья.

- Налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков-инвалидов: инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп.

- Налоговый вычет в размере 12000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

- Налоговый вычет в размере 6000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Помимо стандартного налогового вычета законодателем предусмотрен социальный налоговый вычет – на обучение и лечение (работающего и нетрудоспособных членов семьи), а также имущественный налоговый вычет – на приобретение недвижимого имущества и оплаты процентов по кредиту за него.

Банкротство граждан: вопросы правоприменения



Одно из важных направлений, с вопросами по которому в приемную по правам человека Общественной организации «Пеликан» обращаются за консультацией, является вопрос о возможности проведения процедуры банкротства физического лица. Как правило, в связи с невозможностью исполнить обязательства по займам.

Правоприменительная практика банкротства гражданина началась с октября 2015 года.

2 февраля 2017 года Арбитражный суд Свердловской области подвел итоги работы за 2016 год. Согласно статистике, представленной заместителем председателя Арбитражного суда Свердловской области Дмитрием Крашенинниковым, в 2016 году гражданами подано 852 заявлений о несостоятельности, в 2015 году – 266 (Статья «Число заявлений о личном банкротстве выросло в три раза», Областная газета, № 20 (8075) от 03.02.2017г.).

Один из вопросов, который интересует людей – неужели можно набрать долгов, не имея ничего «за душой», подать заявление о банкротстве, заплатить госпошлину, оплатить услуги финансового управляющего, и через определенное время ты – свободный ото всех финансовых обязательств человек? Как видно из анализа судебной практики, процедура банкротства может закончиться по-разному: если в ходе производства по делу выявляется, что гражданин открыто сотрудничал с судом, арбитражным управляющим, кредиторами, до банкротства не скрывал и не реализовывал имущество по низким ценам, не переоформлял его на третьих лиц, то суд может освободить его от долгов. А если выявляются факты, свидетельствующие об обратном, они являются основанием для признания долгов за банкротом, возвратом заявления и прекращения производства по делу о банкротстве, отметил Дмитрий Крашенинников (ОГ, 03.02.2017г.).

Однако Верховный суд Российской Федерации одним из своих последних определений скорректировал данную практику. Так, Определением Верховного суда РФ от 23 января 2017 г. N 304-ЭС16-14541 удовлетворена кассационная жалоба по делу о прекращении банкротства должника.

Прекращая производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и подтверждая законность такого прекращения, суды сослались на два обстоятельства.

Во-первых, как сочли суды, в ситуации, когда у гражданина отсутствует имущество, за счет которого хотя бы частично могла быть погашена накопившаяся задолженность по обязательствам, цель процедуры реализации имущества - пропорциональное удовлетворение требований кредиторов - становится недостижимой, это, в свою очередь, исключает возможность введения указанной процедуры; законодательство о банкротстве, как указали суды, не направлено на решение задачи по списанию в судебном порядке долговых обязательств такого гражданина.

Во-вторых, отсутствие у гражданина - должника средств, необходимых для возмещения всех судебных расходов на проведение процедуры реализации имущества, является самостоятельным и достаточным основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; при этом денежные средства на указанные цели (полностью либо в части) не могут быть предоставлены должнику третьим лицом, не являющимся кредитором.



Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что право гражданина на использование установленного государством механизма потребительского банкротства не может быть ограничено только на том основании, что у него отсутствует имущество, составляющее конкурсную массу. Один лишь факт подачи гражданином заявления о собственном банкротстве нельзя признать безусловным свидетельством его недобросовестности.

В ситуации, когда действительно будет установлено недобросовестное поведение должника, суд в соответствии со статьей 213.28 Закона о банкротстве и с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", вправе в определении о завершении конкурсного производства указать на неприменение правил об освобождении гражданина от исполнения долговых обязательств.

Кроме того, действующее законодательство исключает возможность банкротства испытывающего временные трудности гражданина, который в течение непродолжительного времени может исполнить в полном объеме свои обязательства исходя из размера его планируемых доходов (абзац седьмой пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

Закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения о неосвобождении от обязательств недобросовестных должников, а также о недопустимости банкротства лиц, испытывающих временные затруднения, направлены на исключение возможности получении должником несправедливых преимуществ, обеспечивая тем самым защиту интересов кредиторов.

Таким образом, устанавливается баланс между социально-реабилитационной целью потребительского банкротства, достигаемой путем списания непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением в отношении него ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве.



О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 12 мая 2017 г. N ИН-03-59/20

В целях повышения доступности услуг кредитных организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (далее при совместном упоминании - ЛСИ и МГН) Банк России в дополнение к письму от 29.07.2015 N 02-31-2/6553 "О создании безбарьерной среды для инвалидов" доводит до сведения кредитных организаций следующее.

В целях настоящего информационного письма к людям с инвалидностью относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности.

Под маломобильными группами населения <1> понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

--------------------------------

<1> СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр) (пункт 3.21) и Закон г. Москвы от 17.01.2001 N 3 (ред. от 16.12.2015) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" (статья 1).



Под пожилым населением <2> понимаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

--------------------------------

<2> Согласно терминам и определениям, представленным в "СП 35-106-2003. Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей" (одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя России от 22.09.2003 N 166).



Проанализировав имеющийся опыт ряда кредитных организаций по обеспечению доступности их услуг для ЛСИ и МГН, Банк России рекомендует кредитным организациям:

1. В части оказания платежных услуг:

1.1. При оснащении банкоматов предусмотреть следующие характеристики параметризации и настройки систем:

наличие тактильных меток на клавиатуре, позволяющих лицам с нарушениями зрения ориентироваться при вводе информации;

возможность использования программы экранного доступа для вывода всей информации, отображаемой на экране банкомата, с применением программных синтезаторов речи;

реализацию вывода информации в аудиоформате через наушники пользователя (обеспечить наличие разъема для наушников);

возможность повторного прослушивания информации, отображаемой на экране банкомата;

возможность вывода информации на экран укрупненным шрифтом;

возможность вывода информации на экран в контрастном режиме с выводом текста черными буквами на белом фоне или белыми буквами на черном фоне с возможностью выбора фона (позитив/негатив);

наличие контактной информации о возможности получения инструкции по работе с банкоматом укрупненным плоскопечатным шрифтом или шрифтом Брайля;


Made on
Tilda