ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ (КРИЗИСНЫЕ) ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Л. Т. Баранская
Доктор психологических наук, медицинский психолог высшей категории, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии УГМУ
ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ, 1896 - 1934 гг.
ОНТОГЕНЕЗ — РАЗВИТИЕ (СОЦИАЛЬНОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ) ЧЕЛОВЕКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ


Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой (эмоциональная, когнитивная, регуляторная сферы)
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития ВПФ. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дизонтогенез — нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни

Аномальное развитие — в широком смысле, любое, отклоняющееся от нормативного развитие; в узком смысле, болезненное по происхождению развитие (генетическая патология, органическая патология и т. д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии

Возраст — временны’е характеристики индивидуального развития (хронологический, биологический, психологический)

Кризисы (психология) — периоды развития, означающие смену возрастов
Критические периоды детского возраста (медицина)

Гетерохрония развития — разновременное, не одновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма, в том числе нервной системы в онтогенезе
Базисная характеристика развития в норме, проявляется в неравномерности становления различных психических функций

Асинхрония развития — базовое понятие для оценки нарушенного психического развития ребенка в результате соматической, неврологической и психической патологии, патологии семейной ситуации и условий воспитания
Идеи З. Фрейда побудили к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной ребенку генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.

Оральная стадия — первый год развития является решающим, ребенок полностью зависит от того, кто за ним ухаживает, формируется внешняя граница телесности (собственное тело и внешние объекты), формирование достаточно устойчивого симбиоза, который лежит в основе доверия к миру; любое отделение ухаживающего человека травматично; формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым; люди делятся на оптимистов и пессимистов

Анальная стадия
 — полностью образована инстанция Я, которая способна контролировать импульсы «Оно»; Ребенок научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляет ребенка мысленно представлять себе, интериоризовать некоторые запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей. Перестройка взаимоотношений с матерью, механизм возможности отказа, функция внутреннего контроля; формируются черты личности: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию
Фаллическая стадия — высшая ступень детской сексуальности, речь идет о символическом органе целостности, власти, могущества; первые люди, которые привлекают ребенка — родители; отношение к родителям противоположного пола Фрейд определил как мотивационно-аффективное отношение; в конце этого периода формируются главные структуры личности (до 5-ти лет); зарождение таких черт как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью

Латентная стадия — снижение полового интереса, энергия переносится на освоение общекультурного опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения

Генитальная стадия — с т.зр. Фрейда, подросток стремится к нормальному сексуальному общению; невозможность реального удовлетворения побуждений приводит к формированию двух новых механизмов защиты: аскетизм и интеллектуализация

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры; два наиболее ярких типа, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКА ЭРИКСОНА

РОЛЬ ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ, ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я КОРЕНЯТСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА


Общество ставит задачи развития, а мать в своей воспитательной практике эти задачи реализует

Закон биполярности в развитии личности (два полюса в развитии)

0−1 — базового доверия к миру — базовое недоверие

1−3 — основы чувства самостоятельности и автономии — тело имеет переднюю и заднюю сторону (спина подвержена воле других людей), стыд за свои ошибки (опыт формируется через телесные переживания), сомнение (то, что мы не можем контролировать)

3−5/6 — осваивает экономический этнос культуры — взаимоотношения между людьми в процессе трудовой деятельности; формируется чувство инициативы; отрицательный полюс — чувство вины
5/6−12 — технологический этос культуры, способности, необходимые для трудовой деятельности, трудолюбия — желание и умение учиться, чувство достижения, гордости; отрицательный полюс — чувство неполноценности (может возникнуть по разным причинам: невозможность и неспособность учиться — инклюзивное обучение; «надомное обучение» много недостатков, много детей не посещает школу, ребенок посещает школу, но учится кое-как, воспитание хороших маленьких исполнителей с гипертрофированным чувством ответственности, делают несчастным своего ребенка; большинство учителей начальной школы — женщины, подбор и подготовка учителей; один учитель, но не для всех

12−18 — подростковый возраст (по Э.Э. — юность); самый сложный жизненный кризис, завершает период детства, цельное представление о себе самом — Эго-идентичность личности, трудность в том, что происходит на фоне физиологической революции, кто Я, как Я выгляжу в глазах других людей, профессиональный выбор, призвание; все зависит от того, как были сделаны выборы на предыдущих этапах, но многое зависит от духовной атмосферы общества; в этом возрасте происходит второе рождение личности, для некоторых диффузия идентичности, спутанность идентичности (общество предоставляет дополнительное время) психосоциальный мораторий (студенческий возраст до 24/25 лет), «вечный студент» синдром социальной патологии идентичности: регрессия к инфантильному уровню поведения, смутное, но устойчивое переживание тревоги, чувство изоляции и одиночества, постоянное ожидание чего-то такого, что сможет изменить жизнь, враждебность и презрение ко всем социальным ролям, мужским или женским, презрение ко всему американскому и иррациональная переоценка своего, поиск негативной идентичности, как единственный способ самоутверждения
Обрести идентичность человеку помогает влюбленность, юношеская влюбленность это есть разговор
Юношеские компании
Подлинное чувство любви

Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека

18−25 — молодость, определяется задачей, которое ставит общество — поиск спутника жизни, интимность, близость, отрицательный полюс — изоляция и одиночество, физическая и психологическая инвалидизация личности, границы в отношениях с другим человеком

25−50 — зрелость главная задача — порождение людей и вещей, творческий труд (широкий смысл), личностное обогащение, особое значение имеют дети, трудится ради подрастающих поколений; если ради самого себя — застой в развитии личности

после 50 — старость, но если на предшествующих стадиях развития все было правильно, то жизнь только начинается — созерцание
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе.

Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма.

Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т. д.

У ребенка нет единой сложившейся формы поведения. У ребенка нет биологической предопределенности поведения. В ходе антропогенеза исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение морфологической эволюции человека. Совершился полный и окончательный переход к подлинно человеческой истории.

Развитие человека во многом основано на работе мозга. Единицей работы мозга являются особым образом организованные нейронные сети, сети сетей и т. д. Развитие зависит от изменения пространственной организации мозга.
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (продолжение)

Начинается период адаптации, который длится порядка 1−2 месяцев. Дети в два месяца способны к «псевдодиалогам» (потребность диалога — врожденная). Родители находятся в сценариях ребенка.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо, из реакции сосредоточения возникает важное новообразование новорожденности — комплекс оживления, психологический критерий конца кризиса новорожденности.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием.

Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей.

Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т. е. мамой и папой.

Ребенок с атипичным развитием не может обеспечить для матери адекватные сигналы о своем состоянии. РАС — какая-то одна способность. Дефицит «зеркальных» систем в мозгу, которые мешают им воспринимать другого. Не могут адекватно строить свое поведение. Неживое не обладает внутренними способностями. Модель психического развивается. Зеркальный образ в 20−22 месяца.
Джакомо Ризолатти назвал эти клетки зеркальными нейронами, потому что они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове.

Оказывается, они помогают нам быстро обучаться чему-нибудь новому, даже если мы ещё ничего не понимаем. Ведь учиться путём проб и ошибок очень долго и иногда даже опасно. А благодаря зеркальным нейронам нам очень просто подражать: мы это делаем, не задумываясь, как бы автоматически. Поэтому дети обожают повторять за кем-нибудь большим и умным (например, за папой). Можно повторять друг за дружкой. Например, если Петька Иванов вдруг начнёт замачивать хлеб в компоте или размазывать пластилин по обоям, к нему тут же радостно присоединятся его товарищи. Не только дети, но и взрослые постоянно подражают друг другу: например, любимым актёрам кино, начальникам.

Американские психологи пришли к выводу, что причиной аутизма является нарушение функционирования системы зеркальных нейронов головного мозга. Это ведет к отсутствию сопереживания и другим признакам этого психического заболевания. Согласно современному определению, детский аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся особой формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Он встречается у 4−5 детей из 10 тысяч, различаясь по четырем типам: это так называемые синдромы Каннера, Аспергера, Ретта и аутизм после приступа шизофрении. Главный вопрос: можно ли «восстановить зеркало», заставив нейроны правильно работать? Пока перспективы излечения болезни возникают в связи с ранней диагностикой аутизма. Если использовать энцефалограммы, то поведенческая терапия начнется максимально рано, а не тогда, когда симптомы отклонений в развитии станут всем очевидны (обычно это случается от двух до четырех лет). Обсуждаются и возможные медикаментозные воздействия.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

В конце первого года жизни ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Построение новой социальной ситуации развития – построение совместной деятельности с целью усвоения общественно-выработанных способов употребления предметов. Формируется речь, которая оказывает чрезвычайно существенное значение для развития восприятия.

Все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия»

Кризис раннего возраст связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь.
Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА (продолжение)

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство.

В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия:
ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость.
Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.

Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).

Основные новообразования:
- развитие восприятия
- развитие интеллекта
- развитие речи
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов.

В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык.
Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:

Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые.
Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.

Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ (продолжение)

Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все становленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.

Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.

Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.

Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.

Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.

Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус — статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность — теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно.

Главными проявлениями кризиса является потеря Непосредственности, манерность, симптом «горькой конфеты», вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ (продолжение)

Переход к новой социальной ситуации развития, в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Переход к системе школьного обучения — переход к усвоению научных понятий.

Феномены Пиаже:
— переход от дооперационального мышления к операциональному, представление об инвариантности
 — феномен эгоцентризма, переход к децентрации

Итоги: формирование произвольного поведения овладение средствами и эталонами познавательной деятельности переход от эгоцентризма к децентрации
КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ

Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:

Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.

Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет
называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т. д. он стремиться показать, что уже взрослый.
КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ (продолжение)

В 20−30-х годах был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий подростничество в разных социальных слоях и группах (рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие), у подростков разных национальностей и у беспризорных. В подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном Социально-классовой принадлежностью подростка. «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого

Большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев.

Итоги: развитие формального мышления, план будущей жизни, формирование телесного Я
КРИЗИС 17-ТИ ЛЕТ

Как правило, возникает на пороге новой жизни, т. е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т. д.), повышенная тревожность, нервозность.

Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.


Возрастной кризис — явление неизбежное в нормальном развитии ребенка.
В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное.
Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин показал, что личность ребенка формируется в системах «ребенок-общественный предмет»; «ребенок- общественный взрослый» это единый процесс.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов.

Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Классификации психического дизонтогенеза в психиатрии
Критические периоды детского возраста или возрастные кризисы, особое значение придается трем:
— от 2-х до 4-х лет
— с 7-ми до 8-ми лет
— с 12-ти до 14-ти лет
с клинических позиций ограниченные временнЫе периоды в течение которых происходят бурные изменения функционирования организма, общей и психической реактивности.

Повышенный риск возникновения соматических и нервно-психических заболеваний, утяжеление их течения
Классификации психического дизонтогенеза в психологии
Нарушения развития определенного типа в соответствие с параметрами, видами и динамикой:
 — общее психическое недоразвитие
— задержанное развитие
— поврежденное развитие
— дефицитарное развитие
— искаженное развитие
— дисгармоническое развитие
Многообразие неблагоприятных условий можно разделить на внешние и внутренние условия.

При этом их существование может быть независимым; может быть и таким,
при котором одно трансформируется в другое.
Также их можно разделить на статичные и динамичные.



Г. М. Дульневым и А. Р. Лурия были выделены 5 основных условий нормального психического развития:

 — сохранность структур, обеспечивающих функции ЦНС;
— сохранность анализаторных систем;
— сохранность речевых систем;
— физическое здоровье;
— адекватное возрасту обучение и воспитание.

Ковалев Владимир Викторович (1928 –2008 гг.)
Ковалев Владимир Викторович: психический дизонтогенез — нарушение психического развития в детском возрасте в результате расстройства морфофункционального созревания головного мозга. Выделено 2 основных типа нарушенного развития с негативной и продуктивной симптоматикой.

Продуктивной симптоматикой (позитивная симптоматика, плюс- симптом) называют новый болезненный феномен, некую новую функцию, появившуюся в результате болезни и отсутствующую у здоровых людей. Примерами продуктивных расстройств служат бред и галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, неадекватная радость при мании.

Негативной симптоматикой (дефект, минус-симптом), напротив, именуют ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, исчезновение какой-либо способности. Примерами негативной симптоматики являются утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), способности испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).
В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом:

1) соматовегетативный (0−3 года). Для соматовегетативного уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

2) психомоторный (4−10 лет). Психомоторный уровень реагирования включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора

3) Для аффективного уровня (7−12 лет) реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.
4) Эмоционально-идеаторный (12−16 лет) уровень реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В патологии это прежде всего проявляется в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации и т. д.



Таким образом, в детском возрасте взаимоотношения между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представлены следующим образом: негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза; продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка; «возрастные» симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.
ПЕРВЫЙ ТИП НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ С НЕГАТИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ

 — Синдромы психического недоразвития: тотальная (олигофрения) и парциальная ретардация (задержки психического развития)
— Акселерация
 — Различные формы инфантилизма
-Невропатии


ВТОРОЙ ТИП НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ С ПРОДУКТИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ

На фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные симптомы (например, страхи), аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, энурез, энкопрез, повышенная неряшливость, утрата навыков самообслуживания и пр.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА ЗАВИСИТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА — ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
В к. ХХ в. введен термин «психический диатез» как особая форма психического дизонтогенеза, представляющая собой выражение предрасположенности к тем или иным психическим заболеваниям.

Более всего изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении, выделены его формы у детей из группы высокого риска. (Концепция диатеза-стресса).
Лебединский В.В. (1927 – 2008 гг.)
Выделено 6 типов дизонтогенеза, возникающих под воздействием трех механизмов нарушения развития:

— Остановка или приостановка развития
— Поломка развития
-Асинхрония развития
Согласно клиническим данным, возможно сосуществование различных вариантов дизонтогенеза при одном и том же заболевании.

В качестве примера - раннюю детскую шизофрению при которой можно наблюдать и задержанное и искаженное развитие; в иных случаях – недоразвитие (так называемый «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Л.С. Выготский внес большой вклад в изучение аномалий развития, выявление закономерностей психического развития детей со стойким психофизическим дефектом, который обосновал положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характерные для психического развития всех детей.

Он также выделил специфические закономерности психического развития, характерные для аномальных детей.

Л. С. Выготским была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка.

Согласно этой идее нарушение психического развития аномальных детей носит системный характер, т. е. наличие психического или физического дефекта приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает сложная целостная картина атипичного развития.

В сложной структуре дефекта Л. С. Выготский выделял первичный (биологически обусловленный) дефект и вторичный дефект, возникающий опосредованно в процессе аномального социального развития.

Л. С. Выготский обосновал необходимость структурно-динамического изучения аномального развития психики, необходимость анализа патопсихологических механизмов психического дизонтогенеза.

Он считал, что психологическое изучение аномального ребенка обязательно должно проходить путь от изучения отдельных симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее – к типу дизонтогенеза.
Фактор 1 — время возникновения первичного дефекта.

Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии.

Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась
вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений.


Например, при раннем поражении зрения, интеллекта и даже слуха. У детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Ребенок поздно начинает ходить, у него обнаруживается недоразвитие мелкой моторики.

У детей с врожденной глухотой наблюдается недоразвитие либо отсутствие речи.
То есть при раннем возникновении дефекта нарушение хода психического развития ребенка значительно тяжелее, чем при более позднем.

Однако сложная структура аномального развития не исчерпывается только отклонениями тех сторон психической деятельности, которые находятся в прямой зависимости от первично пострадавшей функции.

В силу системного строения психики вторичные отклонения, в свою очередь, становятся причиной недоразвития других психических функций.

Например, недоразвитие речи у глухих и тугоухих детей приводит к нарушению интерперсональных отношений, что, в свою очередь, негативно отражается на развитии их личности.
Фактор 2 — степень выраженности первичного дефекта.


Различаются два основных вида дефекта.

Первый из них — частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

Второй — общий, связанный с нарушением регуляторных систем.
Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта Определяет разные условия аномального развития.

Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.

Системно-структурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л. С. Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психокоррекционную программу.
Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер.

Он формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций.

Ведущая координата недоразвития — «сверху-вниз»), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата «снизу-вверх»)

Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта Определяет разные условия аномального развития.
Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.

Системно-структурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л. С. Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психокоррекционную программу.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

При акцентуации характера не бывает трех основных диагностических признаков Ганнушкина П. Б. — Кербикова О. В.

Акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением.

Особенности характера проявляются не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаются в обычных условиях

Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах в некоторых трудных ситуациях, а именно, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера.

При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».
В зависимости от степени выраженности выделено 2 степени акцентуации:

Явная акцентуация — относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация — относится к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются. Ярко выявляются (неожиданно) при психических травмах, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Как правило не приводят к заметной социальной дезадаптации.
По А. Е. Личко суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически- подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды:

-Реакция эмансипации
-Реакция группирования со сверстниками
-Реакция увлечения — «хобби-реакция»
-Реакции, обусловленные сексуальным влечением

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Частота психосоматических расстройств составляет от 20 до 60% от всех детских соматических заболеваний, из этой доли более 40% детей обнаруживают соматогенные психические расстройства.

Систематика неблагоприятных психосоциальных факторов, влияющих на психическое и соматическое состояние ребенка:

1. Семейные неблагоприятные факторы
2. Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями
3. Глобальные и общественные неблагоприятные факторы.


Выделяют два вида эмоционального стрессового воздействия:
Острое влияние психотравмы
Хроническое влияние — длительный социальный дискомфорт

Отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности наблюдаются у детей задолго до появления явных психосоматических расстройств:
— Преневротические
— Вегетодистонические
— Соматические
КОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Сенсомоторная коррекция — методология современной нейропсихологии, позволяющей подойти к проблеме психологической коррекции детей с различными формами органически обусловленных вариантов дизонтогенеза. Суть: преодоление дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур. СК воздействует на механизм возникновения отклонений в развитии, что позволяет снять не только отдельный симптом, но и улучшить функционирование ЦНС в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Рекомендуется при задержке психического развития, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), РАС, для детей с психосоматическими проблемами

Методика Т. В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой — технологичная программа учебно-игровых занятий для детей, испытывающих трудности в обучении

Игротерапия и арт-терапия

Метод наблюдения

Материалы подготовлены в рамках проекта «Это то, что нам нужно!»

Полная видеозапись семинара:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2


Соглашение № 917 от 07 мая 2019 года с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с реализацией проектов по оказанию психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи детям – инвалидам в 2019 году.
Made on
Tilda