5/6−12 — технологический этос культуры, способности, необходимые для трудовой деятельности, трудолюбия — желание и умение учиться, чувство достижения, гордости; отрицательный полюс — чувство неполноценности (может возникнуть по разным причинам: невозможность и неспособность учиться — инклюзивное обучение; «надомное обучение» много недостатков, много детей не посещает школу, ребенок посещает школу, но учится кое-как, воспитание хороших маленьких исполнителей с гипертрофированным чувством ответственности, делают несчастным своего ребенка; большинство учителей начальной школы — женщины, подбор и подготовка учителей; один учитель, но не для всех
12−18 — подростковый возраст (по Э.Э. — юность); самый сложный жизненный кризис, завершает период детства, цельное представление о себе самом — Эго-идентичность личности, трудность в том, что происходит на фоне физиологической революции, кто Я, как Я выгляжу в глазах других людей, профессиональный выбор, призвание; все зависит от того, как были сделаны выборы на предыдущих этапах, но многое зависит от духовной атмосферы общества; в этом возрасте происходит второе рождение личности, для некоторых диффузия идентичности, спутанность идентичности (общество предоставляет дополнительное время) психосоциальный мораторий (студенческий возраст до 24/25 лет), «вечный студент» синдром социальной патологии идентичности: регрессия к инфантильному уровню поведения, смутное, но устойчивое переживание тревоги, чувство изоляции и одиночества, постоянное ожидание чего-то такого, что сможет изменить жизнь, враждебность и презрение ко всем социальным ролям, мужским или женским, презрение ко всему американскому и иррациональная переоценка своего, поиск негативной идентичности, как единственный способ самоутверждения