ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Л. Т. Баранская
Доктор психологических наук, медицинский психолог высшей категории, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии УГМУ
ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВНА ОБУХОВА ( 1938 – 2016 гг. )
ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА (КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА)


ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РАННЕГО ДЕТСТВА:
Первый этап самый короткий – он охватывает первый месяц жизни ребенка.
Второй этап совпадает с первым полугодием жизни.
Третий этап длится от шести месяцев до полутора лет.
Четвертый этап продолжается от полутора до трех лет.

1. КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ – рождение ребенка – это переход к форме индивидуальной жизни, в действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, а многие физиологические системы начинают функционировать заново. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. Возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.
2.СТАДИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА – специфическая улыбка на лице матери – показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась.
Эта социальная ситуация связанности ребенка со взрослым - социальная ситуация «МЫ» (Выготский Л.С.).

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие – ребенок максимально нуждается во взрослом и, в тоже время, не имеет
специфических сил воздействия на него. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения. Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста «МЫ» ситуация комфорта.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «МЫ», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.


Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.


Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов.



ИТОГ ПЕРВОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Две взаимосвязанные линии человеческого развития:
- Линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности
- Линия развития ориентации в способах человеческой деятельности


ОСВОЕНИЕ ОДНОЙ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДРУГОЙ

РАННИЙ ВОЗРАСТ

В конце первого года жизни ситуация социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри.

В ней появляются двое: РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ
В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито.




СХЕМА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ:


Ребенок  —  ПРЕДМЕТ  —  Взрослый

Ребенок  —  предмет  —  ВЗРОСЛЫЙ

На основе предметного действия формируются все психические процессы

Развитие предметного действия идет по двум основным направлениям:
• Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного выполнения
• Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия

В овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки.

Игрушка — предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушке нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


1.Пассивная речь в развитии опережает активную.
2.Первое языковое открытие – ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.
3.В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен «однословного предложения». Физически – это слово, семантически – это предложение.
4.На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова и предложения связаны между собой.
5.Развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.
6.Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
7.К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке.
8.Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Большинство детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет используют информационные устройства и гаджеты. Развитие информационных технологий изменило пространство современного детства. Книги, игрушки, материалы для творчества вытесняют информационно-технические устройства.

Дети, рожденные после 1995 г. не помнят мир, в котором нет гаджетов и Интернета. Их жизнь протекает в режиме online.

2 стороны:
-В доступной форме, с использованием интерактивных приемов, оптимизирующих привлечение внимания ребенка, передать необходимые знания, развивать образное мышление, тренировать память;
- Знакомство ребенка с гаджетом происходит неоправданно рано, информационное устройство в силу своих аттрактивных свойств «замещает» ребенку родителей, вербальное общение, социальное и игровое взаимодействие с членами семьи, блокирует приток присущих детству сенсорных впечатлений, формирующих чувственный опыт ребенка. Ребенок живет «здесь и сейчас».
Потребность во взаимодействии со взрослым трансформируется и уменьшается. Он погружается в мир виртуальной реальности, вызывающей определенные эмоциональные и поведенческие реакции и не требующие совершения усилий для освоения вербальной речи.
В исследовании выделены 3 группы детей (выборка 1262 ребенка; возраст 1-3,5 г.)

Методы исследования: шкала Бейли, шкала HOME, анкета «Ваш ребенок и его свободное время»

• группа детей с высоким уровнем речевого развития (33,3%)
• группа детей с нормативным уровнем речевого развития (21,7%)
• группа детей с низким уровнем речевого развития (45%)


У детей всех групп существует предпочтение виртуального мира реальному, общению и игре.


Установлена взаимосвязь между использованием гаджетов, отдельными компонентами социальной среды и уровнем речевого развития

1-я группа – высокий уровень речевого развития положительно коррелирует с организацией среды и вариабельностью среды.

2-я группа – нормативный уровень развития речи положительно коррелирует с воздействием со стороны матери, отрицательно коррелирует с фактором терпимость.

3-я группа – низкий уровень речевого развития отрицательно коррелирует с фактором терпимость и положительно – с количественным показателем использования детьми гаджетов
ИЗ НОВОБРАЗОВАНИЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ ВОЗНИКАЕТ ТЕНДЕНЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОЖЕ ВРЕМЯ ПОХОЖЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО – ВЗРОСЛЫЕ ВЫСТУПАЮТ ДЛЯ РЕБЕНКА КАК ОБРАЗЦЫ, И РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ, КАК ОНИ.

ТЕНДЕНЦИЯ ЖИТЬ ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ВСЕ ДЕТСТВО; РЕБЕНОК, ОТДЕЛЯЯСЬ ОТ ВЗРОСЛОГО, УСТАНАВЛИВАЕТ С НИМ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Концепция о трех основных уровнях организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе:

Первый этап - от внутриутробного периода до 2 -3 лет.
Здесь основными являются транскортикальные связи стволового уровня (мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области) и базальные ядра. На этом этапе закладывается основа для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, которые лежат в основе соматического, аффективного и когнитивного статуса ребенка. Организуются сенсомоторные связи (такие как конвергенция глаз и реципрокная координация конечностей). К концу этого периода формируется избирательная стволовая активация — при выполнении ребенком вербальных задач усиливаются восходящие активирующие влияния на левое полушарие, а при выполнении невербальных — на правое.
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Главной особенностью – деформация внутрисемейных взаимоотношений, обусловленная тяжестью дефекта развития у ребенка, его психологическими особенностями, эмоциональной нагрузкой, связанной с осознанием дефекта и ощущением своей беспомощности.

Типы отношений родителей к ребенку :
Развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет общие тенденции с развитием здорового ребенка. Психическое развитие предполагает, что ребенок подвергается воздействию того общества, в котором живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает. Врастание здорового ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. У ребенка с особыми возможностями здоровья такого слияния не наступает.

Дефект вызывает выпадение отдельных функций, что влечет за собой отклонения в протекании нормального биологического процесса. Приток разного рода информации может быть значительно ограничен, что создает необычные условия его жизни.

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не менее развит, а развивается по-другому, т.е., такой ребенок имеет своеобразный тип развития. Необходимы специально созданные культурные форма для того, чтобы осуществить культурное развитие такого ребенка.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

У таких детей рано возникают вторичные дефекты как в физическом развитии, так и в познавательной деятельности.

Это сказывается, прежде всего, в нарушении содержания возрастных этапов развития ребенка.

Прежде всего, необходим компенсаторный процесс, который должен быть направлен на последовательное выравнивание в овладении ведущими видами деятельности.

Прямым следствием являются отклонения в речевом развитии и, далее, в сфере физического развития – задержке локомоторных статических функций, что влияет на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, которое доступно органам чувств младенца.

Это, в свою очередь, обусловливает задержку в развитии «прямостояния» (овладении сидением, ходьбой и пр.) приводит к нарушению ориентировки в пространстве и предметном мире.

Констатируется несвоевременность, неполноценность формирования процесса присвоения общественного опыта. Задерживается взаимодействие с миром вещей.
РАННЯЯ ПСИХОСОМАТИКА – ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 3-Х ЛЕТ

Дети по-разному реагируют на сложные ситуации. Те, кто постарше, включают защитные психологические механизмы, совсем маленькие «уходят в болезнь».

Психосоматическими называют расстройства, в происхождении которых ведущую роль играют психологические факторы. Ведущую, но не единственную. Так, Леон Крейслер (французский детский психиатр) выделяет среди детей, уязвимых с точки зрения психосоматической дезорганизации, тех, у кого имеются дисфункции нервной системы: плохая организация, неустойчивость, неупорядоченность или ригидность. Эти дети более других подвержены процессам соматизации.

С какими психосоматическими расстройствами можно «встретиться» до 3 лет:
• Неврологического спектра, которые проявляются чаще как нарушения сна, аппетита, судороги, спастический плач.
• Отклоняющееся пищевое поведение заметно по таким признакам, как отказ от пищи, переедание, страх определенных продуктов, рвота, патологическая избирательность в приеме пищи.
• Расстройства пищеварения (колики, колиты, боли в животе, запоры, поносы и др.).
• Синдромы и заболевания дыхательных путей, например, астма, бронхиты, заболевания носоглотки, повторяющиеся отиты, рецидивирующие инфекции.
• Кожные болезни (экземы, псориаз, крапивница).
• Аллергические реакции.
Сам факт возникновения психосоматических расстройств в младенческом или раннем возрасте, с одной стороны, не считается патологией развития, но, с другой стороны, их пролонгированный характер может провоцировать вторичные нарушения (или как говорят психологи, декомпенсацию развития). Можно даже сказать, что в связи с особенностями реагирования малышей, факт психосоматического отклонения какое-то время будет защитной реакцией, помогающей адаптироваться к изменяемому внешнему миру (это некий переход к выработке автономных психосоматических защитных механизмов).

Определяя причины происхождения психосоматических расстройств в возрасте до 3 лет, сложно говорить об одно каком-то сильно действующем стрессе (хотя психотравмирующие ситуации имеют свое негативное значение). Скорее, приоритетным будет совокупность эмоционально-отношенческих моментов. Например, хроническая недостаточность привязанности к родителям из-за нехватки любви и заботы ведет к эмоциональной бедности, а глубокая хроническая недостаточность привязанности – к семейному госпитализму. Однако последнее – это крайняя форма. Чаще всего возникает эмоциональная бедность в результате прерывности отношений, частых разлук, плохого присмотра, а также чисто формальной связи ребенка с матерью (как бывает при послеродовой депрессии).

Эмоциональная сверхстимуляция как фон, на котором происходит семейное воспитание, является второй важной причиной психосоматизации младенцев и детей раннего возраста. Эмоциональное перевозбуждение родителей, ссоры, конфликты в семье – еще и путь невротизации ребенка.
Эмоциональная сверхстимуляция как фон, на котором происходит семейное воспитание, является второй важной причиной психосоматизации младенцев и детей раннего возраста. Эмоциональное перевозбуждение родителей, ссоры, конфликты в семье – еще и путь невротизации ребенка.

Швейцарские психиатры определили в недавнем исследовании, что непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер (питание, купание, опорожнение кишечника и другие) способствует возникновению соматической патологии соответствующей функции: рвота, экзема, раздражение кожи, запор, понос и т.д. Так, даже самый заботливый родитель, старающийся накормить ребенка в полной мере и по часам, может показать его соматике "плохой" путь.

Важной причиной развития соматических расстройств являются качественные или временные рассогласования отношений, воспитательных или развивающих мероприятий. В современных условиях часто можно встретить ситуации прерывности, непоследовательного отношения к детям, например, гиперопека матери с отстранением отца от воспитания.
Когда нужно начинать беспокоиться и бороться с ранними психосоматическими расстройствами ребенка? Прежде всего, обращу внимание на следующую особенность детской психики в раннем возрасте. До трех лет ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования на вредности из внешнего мира. Это значит, что он всегда способен встретить неприятность физиологической реакцией (рвотой, поносом, аллергией). Поскольку уровень реагирования соматовегетативный, некоторые расстройства ребенок может перерасти. Какие? Те, которые не провоцируют психологических вторичных изменений: задержки в развитии, негативных эмоциональных качеств, измененного поведения. Те, которые в течение 3-4 месяцев не усиливаются в интенсивности, не расширяются, захватывая новые территории, и не доминируют над другими реакциями ребенка.

Когда уже нужно обращаться к специалисту? Когда появляются задержки и дисгармония в овладении двигательными навыками, речью, изменяется отношение к неодушевленным предметам и людям (снижается общительность или возникает страх людей), начинаются моторные расстройства (чрезмерная двигательная активность, инертность, навязчивые движения).

В любом случае, как только начали замечать отклонения в соматическом состоянии ребенка, включайте самые разнообразные приемы из терапии любовью!
ДЕФИЦИТАРНОСТЬ РАБОТЫ БЛОКА РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ МОЗГА.


В процессе наблюдения за ребенком и при нейропсихологическом исследовании выявляется:
• слабость нейродинамики, т.е. регуляции нормального соотношения возбудительных и тормозных процессов в работе мозга (появляются колебания работоспособности и повышенная истощаемость активности мозга);
- трудности противостояния интерферирующим влияниям (когда одна информация накладывается на другую);
• повышенная отвлекаемость, невнимательность;
• трудности запоминания и воспроизведения информации, независимо от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной);
• особенности эмоционального реагирования (повышенная тревожность или склонности к грусти, пессимизму, эмоциональной неуравновешенности с быстрым переходом от плача к смеху и наоборот, либо склонность «застревать» на какой-то эмоции);
• двигательные нарушения (гипо- или гипертонус в мышцах; в графической деятельности тенденция к макро- или микрографии, неровность строки, изменение нажима; синкинезии – лишние движения языком, губами, плечами и т.д. при выполнении заданий; моторная гиперактивность).
ДЕФИЦИТАРНОСТЬ РАБОТЫ БЛОКА РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ МОЗГА (продолжение)


В медицинской карте - свидетельства нарушений в работе регуляторных систем организма – вегетативной нервной, иммунной, гормональной (нарушения сна, аппетита, проявления вегето-сосудистой дистонии, частые простудные заболевания, аллергии, нарушения обмена веществ и др.).

В анамнезе детей с такими проявлениями, как правило, обнаруживается факт перенесенной гипоксии головного мозга в пренатальном периоде или в процессе родов и как следствие – неврологические диагнозы (ППЦНС – перинатальное поражение ЦНС; РЦОН – резидуальная цереброорганическая недостаточность; СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ВСД – вегето-сосудистая дистония и др.).
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИЙ БЛОКА ВОСПРИЯТИЯ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ВНЕШНЕГО МИРА

В процессе наблюдения за ребенком и при нейропсихологическом исследовании выявляется:

• трудности восприятия: зрительного и зрительно-пространственного, слухового, тактильного (кожно-кинестетического);
• нарушения ориентирования в схеме тела;
• речевые трудности (вследствие несформированности фонематического слуха, из-за недостаточного развития образов-представлений или из-за слабости слухоречевой памяти);
• пространственные трудности:
а) несформированность представлений «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади», «около», «над», «под» и т.д. – в пространстве своего тела, в реальном окружающем пространстве, в пространстве стола, листа бумаги;
б) в речи – трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные характеристики – конструкции с предлогами, сравнительные конструкции, падежные конструкции и т.д.;
в) конструктивные трудности – сложности правильного расположения деталей, отдельных элементов при складывании пазлов, узоров из кубиков, деталей разрезанных картинок, фрагментов Лего-конструкторов и т.д.;
г) трудности в счетных операциях (сложения и вычитания за пределами десятка, умножения, деления);
д) трудности при письме (путают прописные буквы б и д, ь и р и т.д.)
ТРУДНОСТИ В В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ


25% всех детей младшей группы детского сада имеют недостатки психического развития, нуждаются в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, должны находиться под особым педагогическим, психологическим и медицинским наблюдением

К моменту ухода из детского сада число таких детей сокращается до 15% и колеблется на протяжении всего школьного возраста ±5%

Число нуждающихся в отсрочке поступления в школу составляет 3,2 – 5%

Развивающийся мозг ребенка очень чутко реагирует на различные патогенные факторы, воздействующие как пренатально, и перинатально, так и в первые годы после рождения

Несмотря на компенсаторную способность развивающегося детского мозга различные неблагоприятные факторы оказывают заметное влияние на психическое развитие ребенка

- До 5-го лунного месяца неблагоприятные факторы оказывают заметное влияние (действуют до формирования органов); трудно отличить от генетических
Чем раньше начинает действовать и чем тяжелее неблагоприятный фактор, тем более четко проявляется отставание в умственном развитии и тем меньше возможность компенсации

Чем позднее после рождения неблагоприятный фактор поражает мозг ребенка, тем реже он приводит к тяжелому умственному отставанию, но тем сильнее проявляются нарушения в восприятии, эмоциональной сфере и познавательных способностях, связанных с повышенной возбудимостью нервной системы (преждевременные роды, осложненные роды, кесарево сечение, патология плаценты, дефицит кислорода, менингит, энцефалиты, травмы мозга, эндокринные нарушения, несовместимость крови и пр.)

Нарушения происходят при сочетании 3-4-х факторов риска
Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 4-8 лет может нивелироваться
Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше воздействуют, тем очевиднее приводят к задержке в развитии вплоть до подросткового возраста

Сочетание биологических и психосоциальных факторов риска обусловливают резкое снижение или невозможность компенсации повреждения


Нарушения могут проявляться на разных этапах развития и созревания клеток мозга, от начала зарождения до момента их миелинизации
Во всех случаях мы имеем дело с «хроническим органическим мозговым психосиндромом» который в зависимости от возраста ребенка и тяжести нарушения проявляется в различной степени, но в своей основе и по своему качеству сохраняется много лет, часто всю жизнь

Впервые эти отклонения в развитии проявляются уже начиная с 3-х лет

Неспецифические вегетативные симптомы
Возрастание возбудимости
Отвлекаемость
Зависимость от раздражения
Гипермоторное беспокойство
Затрудненность приспособления
Вегетативная лабильность
Вазомоторные нарушения
Слабая церебральная регуляция
Специфические органические мозговые симптомы
Повышенная утомляемость
Ослабление концентрации
Вариабельность деятельности
Огрубление аффектов
Застой и обеднение аффектов
Разрядка аффектов
Избыток побуждений, бесцельные агрессии
Слабость, тупость побуждений, ригидность мышления
Вазомоторная безинтеграция, ослабленная способность к дифференцировке
Симптомы локальных поражений головного мозга
Стволовая мозговая симптоматика
Мозжечковая симптоматика
Промежуточно-мозговая симптоматика, височно-мозговая симптоматика
Лобно-мозговая симптоматика
Агнозия
Дисграфия
Дислексия
Джакомо Ризолатти назвал эти клетки зеркальными нейронами, потому что они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове.
Оказывается, они помогают нам быстро обучаться чему-нибудь новому, даже если мы ещё ничего не понимаем. Ведь учиться путём проб и ошибок очень долго и иногда даже опасно. А благодаря зеркальным нейронам нам очень просто подражать: мы это делаем, не задумываясь, как бы автоматически. Поэтому дети обожают повторять за кем-нибудь большим и умным (например, за папой). Можно повторять друг за дружкой. Например, если Петька Иванов вдруг начнёт замачивать хлеб в компоте или размазывать пластилин по обоям, к нему тут же радостно присоединятся его товарищи. Не только дети, но и взрослые постоянно подражают друг другу: например, любимым актёрам кино, начальникам.
Американские психологи пришли к выводу, что причиной аутизма является нарушение функционирования системы зеркальных нейронов головного мозга. Это ведет к отсутствию сопереживания и другим признакам этого психического заболевания. Согласно современному определению, детский аутизм – это нарушение психического развития, характеризующееся особой формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Он встречается у 4-5 детей из 10 тысяч, различаясь по четырем типам: это так называемые синдромы Каннера, Аспергера, Ретта и аутизм после приступа шизофрении. Главный вопрос: можно ли «восстановить зеркало», заставив нейроны правильно работать? Пока перспективы излечения болезни возникают в связи с ранней диагностикой аутизма. Если использовать энцефалограммы, то поведенческая терапия начнется максимально рано, а не тогда, когда симптомы отклонений в развитии станут всем очевидны (обычно это случается от двух до четырех лет). Обсуждаются и возможные медикаментозные воздействия.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Частота психосоматических расстройств составляет от 20 до 60 % от всех детских соматических заболеваний, из этой доли более 40% детей обнаруживают соматогенные психические расстройства.

Систематика неблагоприятных психосоциальных факторов, влияющих на психическое и соматическое состояние ребенка:
1.Семейные неблагоприятные факторы
2.Неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями
3.Глобальные и общественные неблагоприятные факторы.

Выделяют два вида эмоционального стрессового воздействия:
Острое влияние психотравмы
Хроническое влияние – длительный социальный дискомфорт

Отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности наблюдаются у детей задолго до появления явных психосоматических расстройств:
Преневротические
Вегетодистонические
Соматические
КОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Сенсомоторная коррекция - методология современной нейропсихологии, позволяющей подойти к проблеме психологической коррекции детей с различными формами органически обусловленных вариантов дизонтогенеза. Суть: преодоление дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур. СК воздействует на механизм возникновения отклонений в развитии, что позволяет снять не только отдельный симптом, но и улучшить функционирование ЦНС в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов.
Рекомендуется при задержке психического развития, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), РАС, для детей с психосоматическими проблемами

Методика Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой – технологичная программа учебно-игровых занятий для детей, испытывающих трудности в обучении

Игротерапия и арт-терапия

Метод наблюдения
1/14
Материалы подготовлены в рамках проекта «Это то, что нам нужно!»

Полная видеозапись семинара:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4

Соглашение № 917 от 07 мая 2019 года с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с реализацией проектов по оказанию психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи детям – инвалидам в 2019 году.
Made on
Tilda