Применение технологии «Сенсорная комната» в профилактике асоциального поведения у детей.
Визит Президента России Дмитрия Медведева в «Пеликан»
24 ноября на базе Организации «Пеликан» был проведён круглый стол. На круглом столе был представлен сборник, в котором отражена идея создания программы «Сенсорная комната, как игровое пространство социализации дошкольников».

Толчком для создания этой программы послужил подарок, сделанный Президентом России Свердловской организации «Пеликан» во время посещения и знакомства с её деятельностью 1 февраля 2011 года. Президент России подарил нам сенсорную комнату.

Первые сенсорные комнаты, как средство психического оздоровления детей, появились в Голландии, затем в Великобритании. Опыт их использования есть и в России. На сегодняшний день возможности сенсорной комнаты в воспитании детей дошкольного возраста в нашей стране используются недостаточно и не системно. Сенсорная комната — воспитательный инструмент с огромными возможностями, которыми необходимо научиться пользоваться.

Мы решили создать программу, ориентированную на деятельность учреждений, работающих с детьми — «Сенсорная комната, как игровое пространство социализации дошкольников».

Началась работа по созданию программы совместно с социальными работниками, психологами и педагогами социальных учреждений Свердловской области. Первый семинар убедил нас в том, что программа необходима, интересна, самое главное — актуальна. Как нам кажется, этап формирования идеи закончен — необходимо перейти к этапу накопления практического материала.

Мир детства многогранен, уникален и неповторим, одному автору не под силу раскрыть весь спектр путей индивидуального развития ребёнка, нужен большой авторский коллектив. Мы бы хотели сделать Вас, уважаемые коллеги, нашими союзниками и уверены в том, что это будет большая соавторская работа.

Тем, кому близки наши идеи, предлагаем подключиться к нам в качестве соавторов. Мы надеемся на сотворчество.
Пояснительная записка
Взрослое антисоциальное поведение почти всегда предваряется асоциальным поведением в детстве. В детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми, закладываются основы отношения ко многим видам деятельности, саморегуляции поведения. Всё это формирует его личность и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Степень сформированности мотивов поведения влияет на процесс социализации дошкольника: успех в будущей учебной деятельности, статусное положение в коллективе, чувство самоуважения.

Особенно важное значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы, связанные с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражающие отношение ребенка к людям. К концу детского возраста всё большее место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.

Здоровый, психологически благополучный ребёнок не осложняет жизнь себе и окружающим. Рано возникающее оппозиционное и агрессивное поведение часто сопровождают плохие социальные навыки и социально-когнитивный дефицит. Ребёнок становится предрасположен к установлению плохих взаимоотношений со сверстниками, отвержению сверстниками и социальной изоляции. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия.

Многие исследователи выделяют в качестве важнейшего фактора контролирующего асоциальное поведение формирование эмпатии — эмоционального состояния проникновения, переживания за другого человека, понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

«Глухой к другим людям — остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…» (В. А. Сухомлинский).

Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной деятельности. Среди значимых для детей осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь, необходимо выделить игру. Игра — подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому всегда актуальна в работе с дошкольниками проблема использования игры в целях воспитания и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. Игра — это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дошкольников привлекают занятия с игровыми моментами обязательно включающие эмоциональный компонент.

Наша программа ориентирована на детей дошкольного возраста, способствует снижению негативных поведенческих реакций; гармонизации отношений ребёнок — взрослый, ребёнок — сверстник; формированию механизмов саморегуляции в сюжетно — ролевых играх, где свобода и самостоятельность сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.

Цель программы:
Профилактика и коррекция асоциального поведения дошкольников на основе социально — эмоционального развития ребёнка в театрально — игровой деятельности.

Решаемые задачи:

  1. Создать комфортные условия, способствующие самораскрытию ребёнка, снятию напряжения и агрессии;
  2. Развить познавательные интересы ребёнка, воображение, мышление, память;
  3. Способствовать разностороннему восприятию мира через развитие органов чувств, эмоциональной сферы, расширение круга переживаемых эмоций;
  4. Формировать чувство эмпатии, адекватную самооценку и навыки позитивного общения в различных жизненных ситуациях
Исходя из поставленных задач, мы опираемся на методы, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка, раскрытию каналов восприятия действительности через развитие органов чувств, формированию коммуникативных навыков путём моделирования жизненных ситуаций в ролевых играх:

— сказкотерапия
— игротерапия
— куклотерапия
— арт-терапия
— музыкальная терапия

В игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии ярко выражено театральное, то есть игровое, начало.

Особенностью данной программы является использование всех возможностей сенсорной комнаты в процессе её реализации с целью максимальной оптимизации процесса коррекции и профилактики асоциального поведения дошкольников. Оборудование сенсорной комнаты основано на том, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов. В сенсорной комнате ребёнок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребёнком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребёнка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Важно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребёнку удовольствие. Сенсорная комната позволяет создать пространство игры, наглядно и образно погружающее ребёнка в воображаемую ситуацию: «волшебные» и сказочные эффекты объёмных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки.

Программа рассчитана на 20 занятий с периодическим использованием (от 5 и более занятий) сенсорной комнаты.
Made on
Tilda