проект
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Как воспитать ребенка настоящим Гражданином своей страны?
проект

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Как воспитать ребенка настоящим Гражданином своей страны?
16 августа 2017 года Общественная организация «Пеликан» начала апробацию адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: «Я — Гражданин России».


Цель:

Это проект помогает проводить с детьми занятия, посвящённые очень важной теме: формированию гражданского самосознания, чувства принадлежности к великой стране, любви к великой родине.
Выпускники проекта «Я — Гражданин России»
Структура проекта:
1. Государственная символика
2. Города России
3. Природа огромной страны
4. Малая Родина – Урал, воспетый в сказах Павла Петровича Бажова
5. Семья – как основа государства
6. Великая победа над фашизмом
Новости проекта
Методическе материалы
Материалы для методического пособия для занятий по истории победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Автор: член Союза писателей России Осипов Вадим Вениаминович
Цель проведения занятий: формирование у детей патриотических чувств на примере истории Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в связи с 70-летием Победы.

Задачи, решаемые на занятиях:

  1. Ознакомление детей с историческими событиями Великой Отечественной войны на примере ее величайших сражений.
  2. Ознакомление детей с образцами оружия и техники Советской Армии, которые сыграли решающую роль в достижении Победы – с оружием Победы.
  3. Рассказ о той роли, которую сыграли жители Урала, его предприятия в снабжении фронта, в подготовке Победы.
  4. Рассказ о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне.
  5. Представление детям иллюстративного материала в виде исторических фотоснимков и рисунков, которые помогают представить путь нашего народа к Победе.
  6. Самостоятельная работа детей – рисование сюжетов на заданные темы, связанные с изложенным материалом.
Введение:



Скоро пройдет 70 лет с того майского дня 1945 года, когда по всей стране люди плакали от радости и обнимались; там, где еще недавно шли кровопролитные бои, стреляли в воздух и пускали цветные ракеты, на военных заводах выключали станки и собирались на заводском дворе на стихийные митинги. Это был день великой Победы над фашистской Германией, ставший не только нашим главным праздником, но и днем великой скорби по всем погибшим на полях сражений, замученным в фашистской неволе, умершим от голода в блокадном Ленинграде, не выдержавших тяжелейших условий жизни и труда во время войны.

Семьдесят лет – долгий срок. Очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь если в 1945 году Победу встретил самый молодой, только что призванный 18-летний солдат, в 2015 году ему будет 88 лет! А таких долгожителей, увы, мало.

Многие ветераны страдали от ран, которые получили на войне. Сказались и лишения фронтовой жизни, и плохое питание послевоенных лет, и тяжелая работа по восстановлению разрушенной войной страны.

Много исторических событий произошло за эти семьдесят лет. Человек полетел в космос, появились целые новые города, поднялись восстановленные храмы. Сама наша страна стала другой – не стало Советского Союза, а на карте вновь появилось имя «Россия».

Мы сейчас не представляем своей жизни без компьютеров, смартфонов, можем купить билет на самолет и слетать в разные далекие страны. В мире происходит множество удивительных событий. Люди покоряют глубины морей и строят небоскребы высотой почти в километр. К сожалению, возникают и новые войны, хотя они и не охватывают всей планеты и поэтому называются не мировыми, а локальными. И многих агрессоров останавливает ядерный щит – созданное нашими учеными, конструкторами, рабочими ядерное оружие, стратегические ракеты.

Отчего же всегда остается с нами память о Великой Победе, о ее героях, о том, какой ценой она нам досталась? Почему так важно сохранить эту память?

Мы попробуем на наших уроках ответить на этот вопрос, вспомнить о Победе и, главное, вы сами нарисуете разные связанные с ней вещи. Ведь то, что человек нарисовал сам, запоминается им на всю жизнь.



Урок первый:
«Величайшие сражения Великой Отечественной Войны»

Урок второй: «Оружие Победы»

Урок третий: «Урал – кузнец Победы»

Урок четвертый:
«Памятники Победы»



Урок первый: «Величайшие сражения Великой Отечественной войны»

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была частью Второй мировой войны, которая началась в 1939 году. О чем говорит это название, мировая война? О том, что сражения шли по всему миру, в них приняло участие в разное время 61 государство в разных частях света.

Основными странами антигитлеровской коалиции были Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Франция. К концу войны в эту коалицию входило уже 53 страны!

Они сражались против фашистской Германии и ее союзников, прежде всего Италии, а также против Японии, воевавшей в Юго-Восточной Азии и на просторах Тихого океана, где основным ее противником были Соединенные Штаты.

Но основную тяжесть войны с фашизмом вынес Советский Союз, для которого она и была Великой Отечественной. Около 27 миллионов наших граждан погибли на ней – это население 18 таких городов, как Екатеринбург!

И самые крупные сражения Второй мировой войны были сражениями Великой Отечественной. Мы сегодня расскажем о четырех из них: это разгром немецких войск под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге и взятие Берлина.

Но начнем мы не с большой битвы, а с события в самом начале войны, которое по масштабам, кажется, несравнимо со сражениями, в которых участвовали сотни тысяч человек, тысячи самолетов и танков.



Оборона Брестской крепости.

Брестская крепость находилась у самой границы с Германией, на реке Буг. Она была построена из красного кирпича еще в девятнадцатом веке и уже не считалась серьезным укреплением, но прикрывала очень важное направление – через нее вела дорога к столице Белоруссии – городу Минску. Кроме 8000 красноармейцев, в укреплениях находились женщины и дети – около 300 семей командиров. Когда 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны атаковали границу Советского Союза, Брестская крепость оказалась в полосе самого первого удара.

Гитлеровцы рассчитывали взять крепость штурмом уже к полудню 22 июня, но ее защитники сумели организовать стойкую оборону, так что враг нес большие потери. Крепость бомбили и обстреливали, в ней закончилась питьевая вода. Тогда защитники крепости приняли решение выпустить из нее в плен к немцам женщин и детей.

Крепость удалось взять штурмом лишь к концу июня, но отдельные группы солдат продолжали сражаться в ней до конца июля. Доказательством этому служит надпись, которую процарапал на кирпичной стене неизвестный защитник крепости: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.VII. 41 »

Фашисты были поражены стойкостью защитников Брестской крепости, которые своим героизмом показали, насколько трудно будет гитлеровцам победить нашу страну.

В ходе Великой Отечественной войны произошло множество ожесточенных сражений. Бои шли за каждый город, за каждую высоту, за каждую, как говорили в старину, пядь земли. А пядь – всего лишь тот ее кусочек, который человек может охватить пальцами.

Но было в истории несколько великих битв, которые выделяются и своим размахом, и количеством участвовавших в них с обеих сторон войск, а главное – тем значением, которое они имели на пути к Победе.



Наступление советских войск под Москвой.

Гитлер планировал молниеносный разгром Красной армии и, прежде всего, захват Москвы. Было придумано даже специальное название: «блицкриг» или молниеносная война. В первые месяцы войны фашистам удалось захватить огромную территорию нашей страны и уже к сентябрю 1941 года подобраться вплотную к столице, на расстояние всего 30 километров. В свои бинокли они даже видели пригороды столицы. Гитлер сосредоточил под Москвой огромные силы. У него было на четверть больше солдат, в два раза больше танков и самолетов, чем у защитников Москвы. Они составляли группировку войск «Центр»

Но сдавать врагу Москву было нельзя. Ее оборона служила символом стойкости и победы над врагом для всей страны. Руководить обороной было поручено Георгию Константиновичу Жукову. Он собрал все силы обороняющихся в один мощный кулак. Сдержать наступление врага помогали ополченцы – гражданские люди, студенты, рабочие, служащие, которые ценой своих жизней задержали продвижение немецких войск.

7 ноября 1941 года в заснеженной Москве был проведен военный парад в честь годовщины Октябрьской революции. С Красной площади войска уходили прямо на фронт.

Стояли жестокие тридцатиградусные морозы, замерзала смазка в оружии. Но в декабре советским войскам удалось переломить ход войны и отбросить фашистов от Москвы на несколько сот километров, освободив оккупированные и разрушенные врагом населенные пункты.

Немецкие войска понесли огромные потери: около 500 000 солдат, 1500 танков, 2500 орудий, 15 000 автомашин. И наши потери были очень большими, но удалось сделать самое главное: развеять миф о непобедимости немецкой армии. А это имело огромное значение на пути к Великой Победе.



Сталинградская битва

17 июля 1942 г. началось Сталинградское сражение – самое крупное сражение Второй мировой войны, в котором погибло более 2 млн. человек. Оно было таким ожесточенным, что офицеры на передовой погибали в среднем всего через сутки.

В 1942 году немецкое командование приняло решение наступать на юге, чтобы через Кавказ выйти к нефтяным месторождениям, которые питали Красную армию горючим для боевых машин и самолетов. Вместе с немецкими армиями в наступлении участвовали войска Венгрии, Италии и Румынии.

Для успеха этого плана фашистским войскам надо было перейти через Волгу. Волга – великая русская река, несущая свои воды с севера на юг, служила преградой на пути гитлеровских полчищ. По Волге осуществлялась связь с республиками Кавказа и Средней Азии. А главным городом на Волге был Сталинград, названный так в честь Верховного Главнокомандующего – Сталина.

Снайпер Василий Зайцев, воевавший в Сталинграде, произнес слова, которые стали главными для защитников города: «За Волгой для нас земли нет!». Это означало, что они поклялись умереть, но не пустить фашистов на восточный берег реки.

23 августа 1942 года фашистские танки ворвались в Сталинград, который был почти полностью разрушен. Но борьба здесь шла за каждый квартал, каждый дом, и случалось так, что фашисты были на одном этаже, а советские солдаты – на другом одного и того же здания. В октябре 1942 года на город обрушились более 1000 фашистских самолетов.

В ноябре бойцы Красной армии обороняли всего лишь узкую полоску земли вдоль Волги.

Я был знаком с фронтовым корреспондентом Юрием Левиным, который каждый день на лодке переправлялся под огнем противника через реку, чтобы собрать материал для фронтовой газеты, сделать несколько фотоснимков прямо на поле сражения, а потом доставлял пленку и свои записи в редакцию газеты на другой берег. Через Волгу доставляли оружие и боеприпасы, а главное – все новые и новые подкрепления для укрепления обороны. Обратно перевозили раненых. А река полностью простреливалась немцами, которые охотились буквально за каждой лодкой.

Наши полководцы перехитрили немцев, собрав прямо у них под носом силы для решающего наступления советских войск. Оно началось 19 ноября 1942 года, после сильнейшего артобстрела немецких позиций, Красной армии удалось окружить немецкие войска численностью около 330 тысяч человек и, как говорят военные, создать «котел». Остатки немецких войск в «котле» сдались в плен, а всего гитлеровцы и их союзники потеряли более полутора миллионов человек. Около 100 000 человек были взяты в плен.

Поражение фашистов под Сталинградом послужило важным переломным моментом в Великой Отечественной войне и укрепило международный престиж Советского Союза.



Курская дуга

К лету 1943 года в районе городов Курск и Орел линия фронта, то есть граница между немецко-фашистскими и советскими войсками, выгнулась дугой. Образовался как бы выступ, направленный в сторону Германии. Гитлер решил во что бы то ни стало оторвать этот «выступ» от основных сил Советской армии и превратить дугу в «котел», окружив и уничтожив советские войска. Поэтому сражение, которое произошла в июле 1943 года, называют битвой на Курской дуге.

К этому времени Красная – Советская армия значительно окрепла, пополнилась новыми самолетами и танками. Сталинградская битва придала ей уверенность в победе. Командовал армиями в районе Курской дуги маршал Георгий Константинович Жуков, выдающийся полководец Великой Отечественной войны.

Гитлер решил сделать ставку на новые танки «Тигр», имевшие очень толстую броню, которую не пробивали издали орудия наших основных танков – «Т-34», и танки «Пантера», которые походили по форме башни на нашу «тридцатьчетверку». Немцы собрали в районе Курской дуги 2000 танков и 900 самолетов. Но маршал Жуков противопоставил им 3600 танков и 2400 самолетов, а наша оборона в глубину простиралась на десятки километров.

5 июля 1943 года началось немецкое наступление по плану «Цитадель», что означает «неприступная крепость». В ходе тяжелых боев казалось, что немцам вот-вот удастся прорвать линию оборону советских войск. Но наши бойцы стояли насмерть, а у немцев уже не было того превосходства в танках и самолетах, которое возникло в начале Великой Отечественной войны.

12 июля рядом с селом Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. Здесь сошлись в смертельной схватке около тысячи танков и самоходных орудий. Сражение настолько обескровило немецкую армию, что она вынуждена была прекратить наступление, зато началось наступление советских войск. Они освободили города Орел и Белгород, а затем Харьков и вышли к Днепру, который преодолели с боем – форсировали.

Курская битва стала решающим переломом в ходе всей Великой отечественной войны, после нее началось победоносное наступление Советской армии.



Штурм Берлина

Освободив от фашистов оккупированные территории Советского Союза, наша армия вступила на территорию европейских стран, которые были захвачены Гитлером. И после их освобождения она вплотную подошла к главной задаче войны – штурму, как тогда говорили, логова фашистского зверя – столицы фашистской Германии Берлина.

Это была очень важная задача, тем более что союзники Советского Союза по антигитлеровской коалиции, которые не очень-то спешили переходить к решительным действиям, увидели, что Советский Союз может и в одиночку добить врага, и сам будет распоряжаться в послевоенной Европе. А они этого не хотели, им нужен был каждому свой «кусок пирога». Кстати, и наступать на Берлин наши войска начали преждевременно, без тщательной подготовки, чтобы помочь войскам союзников в горах Арденнах, где немцы поставили их на грань поражения.

Но в феврале 1945 года наши войска форсировали реку Одер и приблизились к Берлину на 70 километров, а в апреле стали готовиться к его взятию. В этом крупнейшем сражении с обеих сторон участвовало 3,5 миллиона человек. Нашим наступлением командовали маршалы Жуков, Рокоссовский и Конев.

Штурм Берлина начался ночью, при свете 120 мощных зенитных прожекторов. которые ослепили немцев. Через четыре дня боев Берлин был взят в кольцо, в плен сдалось почти полмиллиона его защитников. На реке Эльбе при этом встретились советские и американские войска.

29 апреля начался штурм главного здания Берлина – рейхстага, места заседания немецкого правительства, – и над ним было водружено Красное знамя Победы. В ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, и именно этот день празднуем, как День Победы.

В знак победы над фашизмом многие советские солдаты поставили свои подписи на стенах рейхстага: «Дошел до Берлина!»



Задание:

Нарисуй сражение во время Великой отечественной войны: наши воины идут в атаку, летят самолеты с красными звездами, движутся танки. Фронтовая медсестра с медицинской сумкой перевязывает раненого бойца. Фашисты подняли руки и сдаются в плен.



На исход Великой Отечественной войны, на достижение Победы повлияли результаты каждого боя, в обороне или в наступлении, каждого сражения, большого или маленького, и всюду проявился героизм наших советских солдат, пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков, воевавших на всех фронтах. Их победу обеспечило и советское оружие, многие образцы которого признаны лучшими в мире. Оружию Победы и будет посвящено наше следующее занятие.





Урок второй: «Оружие Победы»

Пехотинец, танкист, летчик, моряк во время боя должен быть уверен в том, что оружие, которое он держит в руках, его боевая машина, самолет или корабль – надежны и позволяют победить врага, у которого тоже есть свое оружие и машины. А лучше всего, когда боец может сказать, что у него в руках – лучшее в мире оружие. Во время Великой отечественной войны советские воины воевали на земле, в небе, на море и под водой. И Родина дала им такое оружие, которым они гордились и в которое верили. Это и было оружие Победы.

На этом уроке мы расскажем о нескольких видах оружия и боевой техники, которые уже стали легендарными и неотделимы от нашей памяти о войне и Победе.



Автомат ППШ


Автомат – это стрелковое оружие, которое после первого выстрела само перезаряжается и готово к следующему, и если курок не отпускать, раздается очередь – то есть выстрелы следуют один за другим непрерывно.

Автомат ППШ стал своего рода символом советского в годы Великой Отечественной войны. Его можно увидеть изображенным на многих военных фотографиях, в художественных фильмах, его держат в руках герои войны на скульптурных памятниках героям. Например, ППШ есть на памятнике неизвестному солдату в Трептов-парке в Берлине, его сжимает в руке монументальный воин на Мамаевом кургане в Волгограде.

«ППШ» расшифровывается как «пистолет-пулемет Шпагина». Он был разработан советским оружейником Шпагиным в 1940 году. Прежде чем принять ППШ на вооружение, его подвергали суровым испытаниям: убирали из него всю смазку, выпускали без всякой чистки до 5000 патронов! ППШ был прост в изготовлении, а разобрать для чистки его можно было безо всякой отвертки, что важно в полевых условиях.

Он легко узнается по дисковому магазину, в котором уложены патрон, подаваемые пружиной, и их целых 71, а также по кожуху с прорезями, который защищал руки бойца от ожогов о разогретый ствол.

ППШ был самым массовым пистолетом-пулеметом Красной Армии во время Великой отечественной войны, использовался и после ее окончания.

Немецкие солдаты называли ППШ «маленьким пулеметом», потому что он выпускал 1000 пуль в минуту!



Танк Т-34

Танк Т-34 был признан военными историками лучшим танком Второй Мировой войны. Почему? Ведь были машины с более толстой броней, были более скоростные, оснащенные более мощной пушкой.

Но Т-34 или «тридцатьчетверка», как его называют, обладал самым лучшим сочетанием боевых качеств.

Сначала на нем стояла пушка калибром (диаметром отверстия в стволе) 76 мм, а когда появились немецкие танки с более толстой броней, калибр увеличили до 85 мм и удлинили ствол. Это произошло в 1943 году, и танк стал называться Т-34-85. Именно такие танки мы можем увидеть на постаментах памятников и в современных фильмах о войне, потому что ранние «тридцатьчетверки» погибли в боях.

Конструкторы наклонили броню танка на корпусе и башне, чтобы вражеские снаряды отскакивали от нее, и броня стала лучше защищать экипаж.

На танке стоял не бензиновый, а дизельный двигатель, и топливо для него труднее было поджечь, чем бензин, что повысило живучесть танка в бою. Двигатель был мощным, 500 лошадиных сил, и танк получился очень подвижным, маневренным, что давало ему огромное преимущество в бою перед тяжелыми и неповоротливыми «тиграми».

Широкие гусеницы обеспечивали танку хорошую проходимость в снегу, песке или на болотистой почве – он меньше проваливался.

В Т-34-85 находился экипаж из пяти человек: механик-водитель вел машину, рядом с ним пулеметчик стрелял из пулемета, в башне находилось трое – заряжающий заряжал орудие, наводчик наводил его в цель, а командир управлял боем.

Танк был прост в производстве, очень надежен, а при необходимости его ремонтировали прямо на поле боя.

Всего танков Т-34-85 было выпущено больше 23 тысяч штук.



БМ-13 или «Катюша»

Знаменитые «Катюши», наряду с танками и самоходками, можно увидеть стоящими на постаментах, как образец оружия Победы. Такую машину можно увидеть, например, у окружного дома офицеров в Екатеринбурге.

Внешне эта машина выглядит не особенно грозно. На шасси грузовика установлены наклонные направляющие-рельсы, в которых для облегчения просверлены отверстия (из-за них направляющие на производстве называли флейтами). А к рельсам подвешены в ряд небольшие ракеты (их заряжали всего два солдата).

Почему же она вызывала у врагов панический страх и способна была нанести ему большой урон? «Катюша» или, говоря военным языком, реактивный гвардейский миномет, это система залпового огня, способная в короткий срок выпустить по цели все свои ракеты, а их на БМ-13 было 12 или 16 штук. Ракеты эти имели диаметр 132 мм, и при залпе из нескольких установок на врага за многие километры обрушивался целый шквал огня!

О том, почему солдаты окрестили машину «Катюшей», существует множество историй. По одной из них, впервые реактивные минометы стреляли с высокого берега реки по занятому фашистами городу Рудня в Смоленской области, и бойцы, вспомнив слова известной песни «Выходила на берег Катюша…», воскликнули: «Вот это Катюша!».

Весь секрет «Катюш» заключался в ракетах, которые были созданы в Советском Союзе еще до войны, и применялись сначала на боевых самолетах. Немцы так и не смогли разгадать их секрет и повторить у себя.

«Катюши» монтировались на шасси грузовых автомобилей, сначала это были

советские грузовики «ЗИС-6», потом американские «Студебеккеры», которые поставлялись в СССР Соединенными Штатами. Дав залп, они тут же уезжали на другую позицию, поскольку из-за поднятых во время стрельбы дыма и пыли их легко было обнаружить. Всего установок было выпущено десятки тысяч, а количество ракет к ним исчислялось миллионами.

Немцы называли гвардейские реактивные минометы «сталинским органом» из-за протяжного воя, который ракеты издавали при запуске.



Истребители «ЯК»

Самолеты-истребители, на которых воевали в годы Великой Отечественной войны, отличались от тех, которые мы видим сейчас по телевизору: они не были реактивными. Первый советский реактивный истребитель БИ-1 испытывал у нас в Кольцово во время войны летчик Бахчиванджи, ему теперь там установлен памятник. Первые реактивные боевые самолеты появились в Германии в самом конце войны, и они уже не смогли оказать заметного влияния на ее ход.

Типичный же истребитель того времени имел бензиновый двигатель, который приводил во вращение пропеллер, установленный на носу самолета. Пулеметы и пушки истребителя вели огонь часто прямо сквозь вращающийся винт или из крыльев.

Летчик сидел в кабине на своем парашюте, который заменял ему подушку сидения. Для того, чтобы сесть на свое место, он забирался на крыло, сдвигал или откидывал в сторону колпак кабины, который назывался фонарем. Если самолет был подбит, летчик открывал фонарь и выпрыгивал с парашютом.

Таким был и самый массовый советский истребитель «Як-9», названный так потому, что его сконструировали в конструкторском бюро Яковлева. «Девяток» разных модификаций было выпущено почти 17 000 штук! «Як-9» противостоял в небе войны своему главному противнику – немецкому истребителю «Мессершмидт-109», развивая скорость больше 550 км/час.

Конечно, сейчас на реактивном пассажирском самолете пассажиры летят со скоростью почти 1000 км/час, но ведь в бою летчик выполнял фигуры высшего пилотажа, закладывал крутые виражи и при этом испытывал сильные перегрузки. Тогда не было управляемых ракет, и, чтобы расстрелять противника из пушек и пулеметов, нужно было, маневрируя, зайти ему в хвост и подойти вплотную. И на «Яках» советским летчикам это хорошо удавалось. А на некоторые «Яки» устанавливали даже противотанковые пушки!

Например, советский ас, дважды герой Советского Союза капитан Колдунов лично сбил на своих «Яках» 46 фашистских самолетов!



Задание:

Нарисуй какой-нибудь вид оружия Победы, солдат возле него, или бой с его участием.





Урок третий: «Урал – кузнец Победы»


Вы, наверное, не раз слышали эти строки, которые написал поэт Александр Твардовский:


«Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!»




И с полным правом можно назвать наш уральский край кузнецом великой Победы.

Наша страна – самая большая в мире. И расстояние от западных границ Советского Союза до Урала составляло в 1941 году многие тысячи километров, что само по себе послужило надежной защитой от налетов вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны.

Поэтому когда под натиском фашистских войск в первые месяцы войны Красная Армия отступала на восток, от врага не только уходили и уезжали люди, но и вывозилось наиболее ценное оборудование целых заводов, необходимое для производства оружия, танков, самолетов, вместе с теми, кто на этих заводах работал. Это называлось эвакуацией.

Эвакуация была очень трудным и опасным делом. Ведь нужно было разобрать, снять с фундаментов тяжелые и точные станки так, чтобы их можно было быстро собрать и запустить на новом месте. Нужно было взять и запас заготовок, которые на них обрабатывались, и инструмент, и запчасти. И все это погрузить на железнодорожные составы, закрепить, все учесть, чтобы ничего не потерялось и не перепуталось. А работу эту приходилось выполнять часто уже под немецкими обстрелами и бомбежками.

И вот эшелоны с эвакуированными стали прибывать на Урал. Война началась внезапно, никто здесь заранее не приготовил ни цехов для нового оборудования, ни жилья для рабочих. Как вы помните, она началась в июне, вскоре наступила осень, а осень на Урале – почти зима. И начался трудовой подвиг тех, кто ковал Победу в тылу.

Станки ставили на фундаменты, и на них начинали работать во временных цехах, где зачастую не было еще ни стен, ни крыш. Под производство занимали совсем не приспособленные для этого помещения учебных институтов и разных учреждений. Эвакуированных заселяли в квартиры к местным жителям, это называлось «уплотнением».

А еще многие больницы и даже школы были заняты под госпитали, в которые стали прибывать с фронта раненые и больные.

Мужчины уходили на фронт, а их место на производстве занимали женщины и подростки, которые начинали работать наравне с взрослыми уже в 13-14 лет.

Так за 1941-1942 годы на Урал было эвакуировано около 700 предприятий. Многие из них остались здесь и после войны, и поэтому у нас и сейчас так много заводов и фабрик.

В Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске, как тогда назывался Екатеринбург, были созданы три танковых завода-гиганта. В Свердловске на заводе «Уралмаш» выпускались корпуса и башни для танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок. Массовый выпуск танков Т-34 начался в Нижнем Тагиле. А в Челябинске был создан Танкоград, выпускавший тяжелые танки КВ.

Уральцы первыми в мире поставили производство танков на поток.

Пожилая женщина рассказывала мне, что она, еще девчонкой, работала во время войны сварщицей и варила швы внутри танковых корпусов, куда не мог пролезть взрослый сварщик. От яркого света сварки девчонки к концу смены почти слепли и шли домой, в общежитие, за поводырем, держась друг за друга.

Для производства самолетов и двигателей к танкам нужен был алюминий, но алюминиевые заводы остались на оккупированных фашистами территориях или были разрушены.

Уральский алюминиевый завод в городе Каменске-Уральском остался один против всех предприятий Европы, которые работали на немцев. И сумел обеспечить нужное фронту производство «крылатого металла», пока не были построены новые заводы.

Не было таких видов военной продукции, которые не производились бы на Урале. Здесь было освоено производство броневой стали, освоен выпуск 80 новых боевых машин.

Вместе с предприятиями на Урал были эвакуированы и научные институты, и театры, и даже писатели, которые здесь создавали новые литературные произведения. На Свердловской киностудии во время войны стали снимать художественные фильмы.

На Урале возникло движение фронтовых бригад под девизом «В труде как в бою!». Фактически их члены работали и за себя, и за ушедших на фронт.

Школьники помогали и в работе предприятий, и в сельском хозяйстве, пропалывая сорняки и убирая урожай. Из-за наплыва эвакуированных детей и из-за того, что многие школы были отданы под госпитали, учились в три и даже в четыре смены.

На средства уральцев был создан Уральский добровольческий танковый корпус, укомплектованный добровольцами с местных предприятий.



Задание:


Нарисуй работу военного завода на Урале во время Великой Отечественной войны, где люди выпускали танки, орудия, самолеты.



Урок четвертый: «Памятники Победы»

Памятниками называют сооружения, которые предназначены для увековечивания памяти о людях или событиях. А слово «увековечивание» означает, что память эта должна сохраниться на века, то есть на сотни лет.

Большие, величественные памятники называют монументами.

В нашей стране, здесь, на Урале, памятники и монументы павшим в Великой Отечественной войне есть почти в каждом населенном пункте, в самой маленькой деревне, потому что на войну людей призывали отовсюду, а погибло в ней в нашей стране 27 миллионов человек. Нет такого уголка, такого места, которого не коснулись бы эти страшные потери.

Они и служат сохранению памяти великой Победы, напоминают о ее цене.

Памятники могут быть в виде маленьких обелисков, пирамидок, плит с высеченными на них фамилиями павших. Часто можно увидеть здесь скульптуры, изображающие солдат с оружием, склонивших голову в знак скорби по погибшим.

Во многих городах Урала в качестве памятников установлены на постаментах боевые машины: танки, самоходные артиллерийские установки, «Катюши» – это и не удивительно, ведь такое оружие победы создавалось как раз в наших краях.

В больших городах, например, в Екатеринбурге, есть целые мемориалы – это большие сооружения, посвященные памятным событиям. На кладбище в районе Широкой речки мемориал с высоким памятником-обелиском посвящен воинам, умершим во время войны в свердловских госпиталях. Здесь же похоронены летчики, которые перегоняли с востока нашей страны самолеты, поставленные из Соединенных Штатов Америки и разбившиеся на этом трудном пути.

В нашей стране есть величественные монументы и мемориалы, которые обычно расположены в местах кровопролитных сражений Великой Отечественной.

Например, в Волгограде, в годы войны носившим имя Сталинград, есть один из самых высоких в мире памятников-скульптур, который называется «Родина-Мать зовет!». Он выполнен в виде женщины-Родины с поднятым мечом, которая призывает на битву с фашизмом своих сыновей. Высота этой скульптуры 52 метра, с восемнадцатиэтажный дом. А вместе с поднятым мечом она достигает в высоту 85 метров! Эта скульптура находится в центре памятника-ансамбля «Героям сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

На многих памятниках и мемориалах горит Вечный огонь: это настоящий огонь, языки которого не гаснут ни днем, ни ночью. Самый главный вечный огонь горит в Москве на Могиле неизвестного солдата у стен Кремля.



Задание:


Ты можешь нарисовать памятник великой Победе, который есть в том городе или селе, где ты живешь, или придумать свой. Возле памятников обычно предусматривают открытую площадку, где могут собраться люди, чтобы вспомнить о павших и возложить цветы и венки.

Made on
Tilda