Принципы организации психолого-педагогической коммуникации
1. Принцип уважения личности ребенка. Основа этого принципа – принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям. При взаимодействии с ребенком необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.
2. Принцип индивидуального подхода. Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей должен отражаться на всех этапах психолого-педагогической коммуникации: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.
3. Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций. Целью психолого-педагогической коммуникации является появление навыков, которые применимы в повседневной жизни, а также предпосылок элементарного взаимодействия в социуме. При этом важно, чтобы у ребенка формировалось на доступном для него уровне понимание значения и смысла происходящего. Показателем успешности работы являются изменения в поведении ребенка, повышение его вовлеченности в процесс освоения предлагаемого стимульного материала.
4. Принцип развития собственной активности ребенка. Активность ребенка заключается, прежде всего, в возможности проявлять инициативу, например в форме вербально или невербально высказанной просьбы о повторной демонстрации видео ролика или слайд-фильма. Повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в развитии.
5. Принцип социальной интеграции. Для успешного развития дети должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам в особой специализированной форме, например, через просмотр специально созданного стимульного видео материала.
6. Принцип комплексного воздействия. Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, страдающим тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, неизбежно ведущими к их уходу из жизни, должны быть согласованны. Для этого необходимо формировать команду специалистов с учетом актуальных потребностей ребенка, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи.
Средовой подход как основа занятий с детьми и подростками
Психолого-педагогические коммуникации с детьми и подростками строятся на основе средового подхода. В этом подходе среда понимается как система пространственно-временных, эмоциональных и смысловых отношений. Комфортная среда – это, прежде всего, среда, в которой ребенок чувствует себя хорошо и спокойно. В такой среде ребенок адаптируется на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть привычная домашняя обстановка с близкими взрослыми рядом. Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфортной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных навыков и операций. Комфортная среда дает чувство безопасности, поэтому именно в ней ребенок начинает проявлять активность и самостоятельность.
У детей и подростков, страдающих тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, неизбежно ведущими к их уходу из жизни, поиск и обеспечение комфортной среды, прежде всего физической, может занимать много времени, поскольку многие из них испытывают постоянно возникающую боль и дискомфорт. Помимо физического комфорта, им необходим и эмоциональный комфорт: важно, чтобы рядом с ребенком был значимый взрослый, который хорошо понимает его сигналы; чтобы события, которые происходят с ребенком, были понятны и предсказуемы для него. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностной адаптации к сложившимся условиям жизни и, возможно, появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации.
В течение дня развивающие среды должны сменяться комфортными, чтобы ребенок мог отдохнуть и восстановиться. Это особенно важно, в силу того, что такие дети более истощаемы, им требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой опыт ярких событий. Создание баланса между комфортными и развивающими средами для конкретного ребенка – это отдельная задача, она может решаться только в результате совместного обсуждения индивидуальной программы ребенка всеми специалистами и близкими взрослыми, которые участвуют в его сопровождении. Стоит отметить, что не существует универсального «рецепта» комфортной или развивающей среды.
Моделируя комфортную или развивающую среду, прежде всего, необходимо учитывать как физическое окружение (удовлетворенность базовых физиологических потребностей, стабильная и удобная поза, оптимальная влажность, чистота и температура воздуха, размер помещения и др.).
Чрезвычайно важную роль в общении с такими детьми играет социальная среда. Для большинства детей и подростков, нуждающихся в паллиативной помощи, характерно нарушение отношений привязанности, поскольку именно в них происходит развитие эмоциональной регуляции тревожного и депрессивного состояния.
Поначалу взрослым необходимо создать условия для формирования надежной привязанности у неизлечимо больных детей и подростков, находящихся в терминальной стадии. Для этого близкому человеку (или 2–3 людям) нужно постоянно находиться рядом с ребенком, быстро реагируя на его сигналы, помогая справиться со всеми трудностями, утешая и успокаивая в сложных ситуациях (комфортная среда).
С течением времени взаимоотношения ребенка со значимыми взрослыми изменяются. Ребенок учится ждать, действовать без постоянной помощи и поддержки взрослого. Особенностью данной группы детей является то, что естественные этапы взросления они проходят на этапе завершения жизненного пути, оставаясь зависимыми от физической помощи других людей. Следовательно, взрослым нужно самим создавать условия для того, чтобы ребенок перешел на новый уровень эмоционального развития, доступным ему путем.
В тоже время, для многих детей, особенно тех, кто уже имеет травматический опыт, связанный с незнакомыми людьми, появление нового человека может быть тревожным, страшным событием. Некоторые дети не переносят даже, если незнакомый человек просто присутствует в одном помещении с ними, не пытаясь приближаться или взаимодействовать.
В таком случае комфортные условия можно создать, ограничив социальную среду небольшим кругом знакомых взрослых. Чтобы избежать или минимизировать стресс при знакомстве, например, с новым специалистом или няней, важно присутствие близкого взрослого, на которого ребенок может опереться. Важно определить комфортную дистанцию для общения ребенка с новым взрослым. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что такие дети не могут может выразить свое мнение или отношение к происходящему понятным другим
Во многих случаях взаимопонимание и общение с детьми и подростками можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации, например, просмотра видео материалов, привлекательных и важных для них.
Практическое применение стимульного материала в психолого-педагогическом взаимодействии
На основе теоретических положений, представленных выше, и знаний об особенностях развития детей и подростков, был разработан1 стимульный материал, направленный на создание образов внешнего мира и представлений о себе, как полноценном участнике жизни.
Отметим, что стимульный материал может быть использован как непосредственно, так и быть включенным в различные занятия, проводимые педагогами, психологами, социальными работниками или родителями.
В любом случае, до начала демонстрации стимульного материала, необходимо сформировать у детей и подростков базовые умения и навыки, лежащие в основе направленного просмотра, или, по крайней мере, начать такую работу, если невозможно ее полноценно осуществить. Базовые умения и навыки состоят в следующем.
1. Способность сосредоточивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение. В этой связи, первое, чему необходимо научить ребенка, – фиксировать взгляд на предмете. Сначала это может быть яркий, привлекательный, возможно, светящийся, но не мигающий предмет (фонарик, светящаяся игрушка, блестящий шарик и т.п.). Важно найти расстояние и позицию, в которой ребенок сможет заметить этот объект. Когда ребенок научился фиксировать взгляд на предмете, необходимо учить его прослеживанию в разных направлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях. Дополнительно можно использовать звучание (например, бубенчики быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Но на следующем этапе важно убрать звук, чтобы ребенок использовал именно зрение. Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице говорящего с ребенком взрослого. Не спешите! Прослеживание – это сложный навык, и обучение ему может затянуться.
2. Отказываться и соглашаться. У любого человека в жизни есть предпочтения. Мы что-то любим, что-то терпим, а чего-то активно избегаем. Такие же предпочтения есть у детей и подростков. Если внимательно наблюдать за ними во время просмотра видеоматериалов, то можно заметить те ситуации, объекты и воздействия, которые доставляют ему дискомфорт и которых он старается избегать. Это может проявляться по-разному: отворачивается, закрывает глаза, закрывает рот, выплевывает и т.д. Такая ситуация хороша для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» доступным ему способом. Заметив реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет», одновременно помочь ребенку показать «нет» жестом, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его возможностей.
3. Выбирать. Для того чтобы научить ребенка выбирать (в дальнейшем, понравившиеся ему видео слайды) ему предлагают два равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос, красные и зеленые колготки, мячик и погремушку), с которыми ребенок знаком (нельзя узнать, хочешь ли ты шоколад, если никогда его не пробовал). Предъявив объекты в поле зрения ребенка, и назвав их, ждем реакции: ребенок потянется к одному из них. Далее взрослый озвучивает его выбор, одновременно другой предмет убирается из поля зрения. В начале обучения такой выбор может быть случайным – как выбор может быть расценена любая активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой, потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным ему способом отказа. Тогда возвращаем в поле зрения ребенка оба предмета и снова спрашиваем, что же он выбирает. Чем более значимы для ребенка предметы, из которых ему предлагается выбор, тем скорее он научится осознанно выбирать. Работа по формированию коммуникации – длительная и кропотливая. Конечно, она требует участия дефектолога. Однако если все взрослые, взаимодействующие с ребенком или подростком, будут соблюдать перечисленные выше правила общения, в том числе, вербальное общение, и активно поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их применять в ходе просмотра видеоматериалов.
1. Видеофильм «Окружающий мир», продолжительностью 30 минут, состоит из двух частей (ознакомление с окружающим миром и обращение к себе посредством зрительного включения в развивающие игры) и предназначен для детей и подростков всех возрастных групп, имеющих принципиальную возможность развития познавательной сферы. Однако особенно необходимо выделить группу детей 6-10 лет, имеющих наибольшую возрастную сензитивность к восприятию информации такого рода.
Наблюдение за деятельностью людей (детей и взрослых), показанных в фильме, позволяет ребенку осуществить выход за пределы привычной ситуаций болезни. Это, во-первых, необходимо для полноценного развития в любом периоде жизни ребенка, и, во-вторых, дает возможность наблюдать за разнообразной деятельностью взрослых: готовить еду, наводить порядок в комнате, мыть руки перед едой, покупать товары в магазине, путешествовать, наблюдать за животными, ухаживать и общаться с ними.
Автору видеофильма удалось представить такую разнообразную среду в рамках одного тщательно подобранного материала, что позволяет ребенку, оставаясь дома или в хорошо оборудованной комнате учреждения, выходить в «большой мир», чувствуя сопричастность к нему.
Разнообразная информация об окружающем мире представлена в четырех фрагментах: Игрушки, Дом, Природа, Животный мир.
Вторая часть – развивающие игры, формирует у ребенка взгляд в будущее, вселяя надежду на то, что спустя некоторое время, он, под руководством взрослого также сможет выполнять все необходимые манипуляции, решая предложенные задачи.
2. Пять слайд фильмов: Цветы, Куклы, Животные и Птицы, Времена года, Вода в природе, каждый продолжительностью не более 15 минут, сопровождаются хорошо подобранными музыкальными композициями с сайта http: //www.you tube.com/audio library/music.
Данные видео материалы могут использоваться в работе со всеми детьми и подростками, с хроническими прогрессирующими и угрожающими жизни заболеваниями, при которых преждевременная смерть неизбежна, в том числе, теми, которые находятся в вегетативном состоянии.
Важно отметить, что независимо от того, находятся такие дети дома или в хосписе, в большинстве случаев они лишены необходимой им и предусмотренной законодательством психолого-психологической поддержки. Именно поэтому создание слайд фильмов, позволяет, отчасти преодолеть данное обстоятельство.
Существенное значение имеет то обстоятельство, что все слайд фильмы воздействуют на психику ребенка в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей, поскольку главная особенность эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе предполагается эмоциональный отклик, который авторы полагают получить, используя для этого следующие виды эмоциональных состояний. Во-первых, эмоциональный тон ощущений ребенка, который представляет собой генетически обусловленные переживания, сопровождающие жизненно важные впечатления, т.е., позитивные эмоции, не имеющие предметной отнесенности. Во-вторых, собственно эмоции, которые имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которые образовались прижизненно. В-третьих, чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности.
Слайд фильмы позволяют создать полноценную развивающую среду, где в условиях свободного выбора ребенок мог бы развивать то чувство, в котором он в данный момент нуждается. Чем больше информации он получит, тем полнее будет его картина мира. С этой целью детям демонстрируется как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра и т.д. Кроме того, при просмотре слайд фильмов дети слышат красивую, спокойную и мелодичную музыку, которая заставляет их реагировать улыбкой или блаженным успокоением. Звучащая классическая музыка со звучанием разных музыкальных инструментов, в сочетании со звуками природы, а также тишиной, способствует формированию положительных эмоций и состоянию относительного комфорта.
Все это особенно это важно для достижения каждым ребенком того предела человеческих возможностей, которого он может достигнуть в стесненных болезнью условиях.
Необходимо отметить значимость богатства цветов и цветовых оттенков, которые представлены в данных видео материалах. В жизни любого ребенка роль цвета очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение; одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Некоторые цвета оказывают особое благотворное, иногда даже лечебное воздействие на организм человека, в том числе и ребенка. Цвет картинок способен улучшить или ухудшить самочувствие ребенка.
Демонстрация слайд фильмов может осуществляться в любом порядке, однако, не более одного в день, но желательно в одно и то же время, предпочтительно, в первую половину дня.
Слайд фильм «Вода в природе». Благодаря символическому жизнеутверждающему смыслу воды, данный фильм рекомендуется демонстрировать в самом начале работы с детьми и подростками. В культуре разных народов вода олицетворяет вечное течение материального мира как противопоставление неподвижности, смерти.
Вода, одна из творческих стихий, у нее много аспектов, что не может не отражаться на ее символике и, соответственно влиять на психику человека по механизму подпорогового восприятия. Особенно важны три следующих символических аспекта воды. Во-первых, вода, это то, что дает жизнь всему живому, при помощи животворящей воды зеленеют травы и леса весной, именно благодаря ней урожай не засыхает в поле, а цветет, плодоносит и колосится. Во-вторых, вода несет в себе смысл очищения; смывает не только грязь физическую, но и грязь духовную, символически означая перерождение, обновление человека. В-третьих, значение воды – это ее течение; сравнение с временем – вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы, века, но таков закон природы, которому подчиняется все живое на Земле.
Вода предстает перед зрителем в различных формах: капельки росы на листочке, реки, горного потока, дождя, моря и состояниях: вода, облака снег. У ребенка, наблюдающего сменяющиеся слайды, по механизму подпорогового восприятия, возникает иллюзорное представление о вечности и текучести жизни.
Слайд фильм «Цветы в нашей жизни». Язык цветов активно используется в жизни любого человека, любого возраста и социального положения. Символика, значение, придаваемое различным цветам, оказывает решающее значение для невербального выражения настроений и чувств. Восприятие ребенком различных цветов (специально выращенных или лесных, луговых, растущих в природе) имеет решающее значение в формировании эстетического отношения к действительности, которое психологическом смысле отвечает за целостность мировосприятия и самого себя.
Важным при демонстрации данного слайд фильма становится сопровождение взрослого, читающего стихи о цветах или показывающего ребенку цветы, к которым он может прикоснуться.
Слайд фильм «Времена года». Представление о временах года предъявляет определенные требования к уровню развития интеллекта детей и подростков, которым данный фильм демонстрируется. В тоже время, считается недоказанной этиологическая связь между нарушениями мозга и психическими когнитивными расстройствами у детей и подростков. Скорее, речь идет о жизненном опыте, который они имеют. Так, для одних – это, возможно, воспоминание о периоде жизни, который был до болезни, когда ребенок, радовался первому снегу, яркой зеленой листве, которая появляется весной, или ярким краскам осени. Для других, это представление о мире за окном комнаты или больничной палаты, недоступном для них в непосредственных ощущениях. В связи с этим, данный слайд фильм рекомендуется использовать непосредственно как стимульный материал, наряду с другими средствами формирования представлений ребенка об окружающем мире, что включает в себя эмоциональные переживания, в которых отражается устойчивое отношение к определенным процессам окружающего мира. С учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, возможно, связать рождение человека с началом природного цикла – весной, период до вступления болезни в «агрессивную» стадию – с летом, противостояние болезни – с суровой зимой. Конечно, наиболее сложно говорить с ребенком об уходе из жизни. Однако учет возрастных представлений детей и подростков о жизни и смерти позволит успешно решить эту нелегкую психолого-педагогическую задачу.
Слайд фильм «Животные и птицы» направлен не только на расширение кругозора ребенка, но и на формирование более общего понятия и жизни на Земле. С одной стороны, демонстрация диких и домашних птиц и животных показывает детям многообразие «соседей» человека, населяющих нашу планету, с другой – на материале взрослого животного и детеныша создает возможность сопоставление человеческих отношений родства. Данный слайд фильм должен сопровождаться рассказом сказок о животных, даже в том случае, если детям недоступно их содержание. «Народные» представления о плохом и хорошем, добре и зле, заключенные в сказках, несут в себе мощный потенциал эмоционального воздействия на внутренний мир ребенка.
Слайд фильм «Куклы» создан на основе демонстрации детям и подросткам сказочных персонажей, известных практически каждому здоровому ребенку сказок, таких как «Золушка», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Серая шейка», «Двенадцать месяцев». Поскольку содержание данного слайд фильма требует элементарного владения понятиями, полагаем, что он должен быть завершающим, хотя педагог, воспитатель или родитель вправе вносить коррективы в предложенную нами последовательность, исходя из знания конкретного ребенка и имеющегося уровня доступности стимульного материала.
Необходимо отметить, что посредством идентификации с куклами – героями сказок, здоровый ребенок осваивает мир социальных взаимоотношений, прикасается к сокровищницам нравственности, решает для себя вечные человеческие проблемы: истины и существования и т.д. Можно предположить, что неизлечимо больной ребенок будет реагировать также, хотя это предположение нуждается в тщательном исследовании.
Наиболее важным, на наш взгляд, является формирование иллюзорного представление у ребенка о том, что существуют два параллельных мира: мир детей и мир взрослых, который недоступен ему сейчас и вряд ли будет доступен в будущем. Его будущее связано с достижением наивысшего уровня своего развития и благополучия в настоящем. Такого рода временная заданность позволяет безнадежно больным детям и подросткам преодолеть ожидание неминуемого ухода из жизни, порождает спокойствие и оптимизм.
Заключение
Не претендуя на окончательное решение проблемы оказания паллиативной помощи детям и подросткам, страдающим тяжелыми, ограничивающими жизнь заболеваниями в терминальной стадии или угрожающими жизни заболеваниями, имеющими неопределенный прогноз, авторы поставили перед собой задачу внести посильный вклад в имеющийся разрыв между их медицинским и психолого-педагогическим сопровождением.
Для решения данной задачи, прежде всего, было предпринято обращение к теоретико-методологическим вопросам развития детской психики в отечественной науке, а также к смежным дисциплинам – физиологии, педагогике, педиатрии, философии и другим. Далее, утилитарно-практический поиск выразился в разработке видеофильма и слайд фильмов, которые имеют неоценимое значение в непосредственной работе с детьми.
Подобный путь поиска решения задачи позволил сформулировать принципы, которых следует придерживаться, организуя паллиативную помощь, а также требования к взрослым участникам этого процесса.
Вместе с тем, авторы отдают себе отчет в том, что впереди еще много, как теоретической, исследовательской работы, так и апробации предложенных практических вариантов.