Затем компания обращается в страховую организацию и получает страховые выплаты. Страховка, по общему правилу, выплачивается по следующему расчету: стоимость ущерба минут процент износа пострадавшего автомобиля. Вот этот процент должен выплатить причинитель вреда, то есть виновник аварии. И сумма эта может варьироваться в зависимости от ущерба, стоимости автомобиля и процента его износа. В нашей ситуации сумма составила 20 тысяч рублей. Плюс 10 тысяч – за вновь проведенную экспертизу (уже по инициативе организации, выкупившей долг). Организация обратилась в суд.
В иске напрочь проигнорировано даже упоминание об экспертизе, проведенной страховой компанией. Заявитель о ней тоже ничего не знает – ему не сообщалось. Нет информации и о том, во сколько оценен ущерб самой страховой и какая сумма уже была выплачена. К иску не приложено ни одного документа, поименованного в приложении. Откуда взялась сумма в 20 тысяч? Где это можно увидеть? И откуда такая цена экспертизы – 10 тысяч, при средней по рынку 5 тысяч? С этими вопросами разбираться, по-видимому, придется в суде.
Есть еще один момент в этой истории – организация, выкупившая право требования, ведь не собирается ничего ремонтировать, так почему она требует эту разницу между оценкой ущерба и износом? Изучение судебной практики показывает, что такие требования судом удовлетворяются. Мы заглянули на сайт суда, в который компания обратилась – только по одному судебному участку с участием этой организации рассмотрено более десятка исковых, большинство которых судом удовлетворено.
Самое неприятное, что в этой ситуации даже порекомендовать нечего: виновник аварии не может себя застраховать от таких злоупотреблений, поскольку решение о том, согласиться или нет на такую сделку, принимает пострадавшая сторона. Вероятно, есть причины принять такое решение: деньги, хоть и небольшие, но гарантированно получаешь сейчас и освобождаешься от необходимости куда-то бегать и что-то выяснять.
Посмотрим, что с этим можно сделать. Понятно, что специально обученные люди намерены «делать деньги из воздуха», но не хотелось бы допустить того, чтобы пострадавшими в этой ситуации становились наши граждане, пусть даже и виноватые в ДТП.
Приемы для граждан с инвалидностью организованы в рамках социально значимого проекта, поддержанного Правительством Свердловской области и Фондом Президентских грантов.