Для разрешения некоторых споров клиентам финансовых организаций (потребителям финансовых услуг) необходимо обратиться к финансовому уполномоченному прежде, чем подать заявление в суд. В нашей практике встречаются обращения, когда граждане обращаются в суд с иском, скажем, к страховой компании, а суд возвращает заявление и оставляет его без рассмотрения, при этом в определении суда указывается о необходимости досудебного урегулирования спора. Некоторых истцов такое определение суда ставит в тупик, есть случаи, когда они начинают обращаться в структуры страховых компаний или банков, полагая, что это и есть досудебное урегулирование, не получают от них ответов и теряются в ситуации. Для того, чтобы этого не произошло, разберемся, каков порядок восстановления потребителем финансовых услуг своих прав, какое место в этом структуре занимает такой орган, как финансовый уполномоченный, как к нему обратиться и какие у него имеются полномочия. Должность финансового уполномоченного утверждена Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Согласно положениям Закона, финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к определенным финансовым организациям (банки, страховые компании). Есть дела, при которых участие финансового уполномоченного в качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора обязательно: - Если финансовая организация включена в соответствующий реестр: если для них взаимодействие с финансовым уполномоченным является обязательным или в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с уполномоченным добровольно. Сведения о таких организациях размещаются на официальных сайтах Банка России и финансового уполномоченного. - Размер требований не превышает 500 тысяч рублей либо если это в рамках ОСАГО.
Финансовый уполномоченный не рассматривает следующие обращения: 1) если в суде, третейском суде имеется либо рассмотрено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 2) находящиеся в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации; 3) по которым имеется решение финансового уполномоченного или соглашение, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; 4) в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность; 5) по вопросам, связанным с банкротством юридических и физических лиц; 6) по вопросам, связанным с трудовыми, семейными, административными, налоговыми правоотношениями, а также обращения о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренных законодательством РФ; 7) направленные повторно по тому же предмету и по тем же основаниям, что и обращение, ранее принятое финансовым уполномоченным к рассмотрению; 8) содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц; 9) текст которых не поддается прочтению. 10) требования, связанные с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды – эти требования потребитель услуг может предъявить в судебном порядке.
Порядок подачи и рассмотрения обращений Обращение к финансовому уполномоченному должно быть направлено не позднее 3 лет с момента нарушения права или с момента, когда гражданин узнал о нарушении своего права. Обращение направить может физическое лицо, если требования не связаны с предпринимательской деятельностью: - лицо, заключившее договор; - лицо, в чьих интересах заключен договор; - лицо, которому оказывается финансовая услуга.
Перед подачей обращения к финансовому уполномоченному необходимо направить претензию финансовой организации в письменной или электронной форме. Направить обращение финансовому уполномоченному можно только в случае полного или частичного отказа финансовой организации или если ответ не получен по истечении установленных сроков: - в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней; - в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
Направить обращение финансовому уполномоченному можно в письменной или электронной форме. Оно должно включать в себя: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, место жительства, почтовый адрес и иные контактные данные; наименование, место нахождения и адрес финансовой организации; сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения; сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также о способах разрешения спора, использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному; дату направления обращения. К обращению следует приложить: копии заявления в финансовую организацию и ее ответа; имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора; копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя (если обращение направляется законным представителем потребителя финансовых услуг).
Обращение в письменной форме может быть направлено по почте, через МФЦ. Обращение в электронной форме потребитель финансовых услуг вправе направить через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг. Сайт финансового уполномоченного: https://finombudsman.ru. Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно.
Подали обращение, что дальше? В течение 3 дней заявитель должен быть уведомлен о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в принятии. Отказ должен быть мотивирован – это значит, что финансовый уполномоченный должен указать причины, по которым отказывает в принятии заявления. И в этом случае заявитель либо устраняет недостатки, либо использует другие способы для защиты своих прав. Решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения. По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может принять решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. В течение 1 рабочего дня со дня принятия решение направляется потребителю. Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в решении. Если решение или соглашение не исполняется финансовой организацией, финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом, либо направляет его для принудительного исполнения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью финансового уполномоченного, в ФССП России.
Что делать, если стороны не согласны с решением финансового уполномоченного? Потребитель финансовых услуг вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу решения обратиться в суд с исковым заявлением к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному. Финансовая организация также вправе оспорить решение финансового уполномоченного в суде - в течение 10 дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного.