Новости

Как вернуть деньги за онлайн-курс

В юридическую приёмную общественной организации «Пеликан» поступило обращение от члена семьи участника СВО с просьбой помочь отказаться от приобретённого в сети Интернет онлайн-курса и вернуть за него деньги.
Поскольку такая ситуация сегодня актуальна, разберёмся с ней.

Возможно несколько вариантов решения вопроса:

1. Вернуть денежные средства за онлайн-курс в полном объеме. Данный вариант возможет в том случае, если это прямо указано в договоре.
Как правило, приобретения большинства онлайн-курсов осуществляется через присоединения к договору оферты. Этот договор отличается тем, что оферта содержит определенные продавцом условия, которые покупатель изменить не может – он может только присоединиться к ним. В каждом договоре должны содержаться условия о его расторжении, в том числе досрочном. По большей части, в подобных договорах не прописана обязанность продавца вернуть покупателю все деньги в случае, если последний откажется от договора по причине того, что ему не подошёл курс. Но есть и такие, где эти условия прописаны (обычно это онлайн-школы, которые имеют высокую репутацию и дорожат ей) – в этом случае вопрос решается путём обращения к продавцу.

2. Если в договоре не указан полный возврат денежных средств при отказе от договора, в этом случае действуют положения ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": гражданин сможет получить свои деньги частично - за исключением тех расходов, которые фактически уже понесло лицо, предоставившее онлайн-курс, в связи с его предоставлением.

3. Третий вариант может быть применен в случае, если онлайн-курс построен таким образом, что, заплатив деньги, заказчик сразу же получает доступ ко всему курсу целиком и курс оплачивается в полном объеме. Сегодня это очень популярный вариант онлайн-обучения.
В этом случае возвратить деньги можно, лишь доказав, что онлайн-курс не соответствует обычным требованиям, предъявляемым к такого рода курсам или тому описанию, которое предлагалось в рекламе. Тогда для граждан-потребителей будет действовать статья 29 Закона о защите прав потребителей (Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Например, услуга не соответствует описанию, обучающие материалы ненадлежащего качества, противоречат требованиям, предъявляемым к программам такого рода, не соответствуют образовательным стандартам.

Как действовать в случаях, если переписка с продавцом не увенчалась успехом?
Можно пойти путём подготовки и отправки претензии, а затем, при необходимости, обращения в суд. Важно знать, что Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров – покупатель может обратиться за защитой своих прав непосредственно в суд, минуя этап подготовки претензии.
В претензии необходимо указать: дату заключения договора, услугу, причину расторжения договора. В зависимости от того, какая из трех описанных выше ситуаций подходит к конкретному договору, составить требования:
- вернуть деньги в полном объеме (если это предусмотрено договором);
- вернуть деньги частично, за исключением понесенных расходов (например, на момент обращения покупатель получил доступ только к первому занятию /блоку/ части курса);
- вернуть деньги в полном объеме в связи с недостатками услуги (необходимо указать причину, по которой покупатель полагает, что услуга некачественная).
В случае отказа в удовлетворении требований, содержащихся в претензии, или неполучения ответа покупатель вправе обратиться в суд с теми же требованиями. Материалы о том, как подготовить заявление в суд, опубликованы на нашем сайте.
Материалы подготовлены в рамках проекта «Мы – рядом. Социально – психологическая помощь семьям лиц, призванных на военную службу по мобилизации», поддержанного Фондом президентских грантов.


Made on
Tilda