В Общественную организацию «Пеликан» на дополнительные творческие занятия приходятдети с нарушением слуха – глухие и слабослышащие. Много вопросов возникает у специалистов, которые мы обсуждаем с профессиональными переводчиками русского жестового языка. Для более полного контакта с детьми и понимания мы используем на творческих занятиях речь педагога и калькирующую жестовую речь переводчика русского жестового языка. Многим глухим и слабослышащим детям на дополнительных творческих занятиях удобнее общаться жестами, а некоторые стараются отойти в сторонку.
Зачастую проблемы таких детей имеют корни в семье. Глухой ребёнок имеет практически сохранный интеллект и хочет общаться. Он может быть адаптирован в социуме глухих и испытывать социальную депривацию в обществе слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной своеобразия в отношениях глухих с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведёт к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности. Как следствие – возникновение социальной изоляции. Подобная ситуация негативно влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.
В семьях глухих чаще всего складываются близкие эмоциональные отношения. Эмоциональное благополучие обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми при помощи небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.
У глухих детей из слышащих семей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у глухих детей из глухих семей.
На развитие личности ребёнка и формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребёнка в учреждении интернатного типа.
Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребёнка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребёнку придётся жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются потенциальные возможности адаптации. Семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишённых многого в отношениях с окружающими.
Для глухого ребёнка, особенно из семьи слышащих, наличие братьев и сестёр играет положительную роль. Глухой ребёнок переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестёр. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание. С родителями этот процесс затруднён, т.к. они не всегда способны понять и принять ребёнка таким, какой он есть.
Если сравнивать различных детей, чётко прослеживаются особенности личности детей в зависимости от типа семьи.
Рассматривалась такая особенность личности, как склонность к уединению, отгороженности, самый высокий показатель у глухих детей из семей слышащих – 40 % и 5 % у глухих из глухих семей.
Таким образом, взаимоотношения ребёнка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребёнка.
Нам это очень важно понимать при проведению творческих занятий с детьми по проекту «Мы – Россияне».
Проект «Мы – Россияне» реализуется при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Зачастую проблемы таких детей имеют корни в семье. Глухой ребёнок имеет практически сохранный интеллект и хочет общаться. Он может быть адаптирован в социуме глухих и испытывать социальную депривацию в обществе слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной своеобразия в отношениях глухих с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведёт к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности. Как следствие – возникновение социальной изоляции. Подобная ситуация негативно влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.
В семьях глухих чаще всего складываются близкие эмоциональные отношения. Эмоциональное благополучие обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми при помощи небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.
У глухих детей из слышащих семей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у глухих детей из глухих семей.
На развитие личности ребёнка и формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребёнка в учреждении интернатного типа.
Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребёнка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребёнку придётся жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются потенциальные возможности адаптации. Семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишённых многого в отношениях с окружающими.
Для глухого ребёнка, особенно из семьи слышащих, наличие братьев и сестёр играет положительную роль. Глухой ребёнок переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестёр. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание. С родителями этот процесс затруднён, т.к. они не всегда способны понять и принять ребёнка таким, какой он есть.
Если сравнивать различных детей, чётко прослеживаются особенности личности детей в зависимости от типа семьи.
Рассматривалась такая особенность личности, как склонность к уединению, отгороженности, самый высокий показатель у глухих детей из семей слышащих – 40 % и 5 % у глухих из глухих семей.
Таким образом, взаимоотношения ребёнка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребёнка.
Нам это очень важно понимать при проведению творческих занятий с детьми по проекту «Мы – Россияне».
Проект «Мы – Россияне» реализуется при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.