Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд
В юридическую приемную нередко поступают обращения собственников частных жилых помещений в связи с вопросами изъятия земельного участка и находящегося на нем дома для муниципальных или государственных нужд. В основном это изъятие в связи с запланированным строительством жилых домов или строительством дорог. Люди, как правило, в таких ситуациях беспокоятся о том, как все будет проходить, не останутся ли они без своего имущества, кто должен выкупать земельные участки, получат ли они справедливую компенсацию за изъятие собственности, что делать, если их не устроит размер компенсации. Вопросов много, попробуем разобраться в этой ситуации. В целом, законодательство охраняет право частной собственности, это значит, что никто не может быть произвольно лишен принадлежащего на праве собственности имущества, иначе как по решению суда. При этом необходимо понимать, что бывают ситуации, когда земельный участок необходим для удовлетворения публичных интересов, то есть интересов общества. В этом случае речь идет о принудительном отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Важно, что принудительное изъятие земельного участка осуществляется в интересах общества, а не в интересах частных лиц, предприятий, организаций. Основания для изъятия земельного участка предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствие с положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, к ним отнесены случаи, связанные с: 1) выполнением международных договоров РФ; 2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: - энергетических систем, - атомной энергии, - обороны страны и безопасности государства, - инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ; - транспорта, связи - объекты, обеспечивающие космическую деятельность; - систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Земельным кодексом предусмотрены иные основания, предусмотренные федеральными законами. Это значит, что перечень оснований не закрыт и при необходимости он может быть дополнен.
Порядок изъятия земельного участка
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие, решение об изъятии принимают: - федеральные органы исполнительной власти, - исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, - органы местного самоуправления.
После принятия решения об изъятии в течение 10 дней оно должно быть опубликовано. При этом собственнику подлежащего изъятию жилого помещения направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка. Решение об изъятии может быть обжаловано собственником в суде в течение трех месяцев со дня уведомления.
В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, должны быть указаны: - цели изъятия земельных участков; - перечень кадастровых номеров земельных участков, их адреса или описание местоположения; - границы зоны изъятия земельных участков; - адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков; - адрес и время приема для ознакомления с проектом межевания территории; - официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых размещается сообщение о планируемом изъятии земельных участков; - наименование уполномоченного органа, осуществляющего выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию.
Помимо уведомления собственнику жилого помещения направляется для подписания проект соглашения об изъятии недвижимости. В случае согласия собственника жилья в соглашении может быть предусмотрено предоставление ему иных объектов недвижимости взамен изымаемых. При этом он вправе отказаться от подписания соглашения и направить свои предложения об изменении условий соглашения, в том числе о размере возмещения. При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в общем случае в него включаются рыночная стоимость помещения и общего имущества в МКД, а также все убытки, причиненные собственнику вследствие изъятия. Если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения собственник не представил подписанное соглашение, то орган, принявший решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка. Иск о принудительном изъятии жилого помещения может быть предъявлен в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии земельного участка, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником проекта соглашения об изъятии недвижимости.
Таким образом, земельный участок с находящимся на нем домом, действительно, могут изъять для государственных или муниципальных нужд. При этом собственнику должны быть возмещены все убытки, связанные с изъятием, в том числе имущество должно быть выкуплено по рыночной стоимости и возмещены сопутствующие расходы (в том числе связанные с переездом). Собственник должен быть уведомлен об изъятии письменно, у собственника есть право на обжалование решения об изъятии, а также право участвовать в подготовке соглашения о компенсации (в частности, вносить мотивированные предложения о размере компенсации).