В обсуждении темы приняли участие специалисты организаций социального обслуживания Свердловской области, представители некоммерческих организаций региона, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родители детей – инвалидов, представители ГУ МЧС России по Свердловской области и УГИБДД МВД России по Свердловской области.
Руководитель общественной организации «Пеликан» Зоя Глухих провела презентацию выставки рисунков детей «Безопасность глазами детей», представила участникам круглого стола разработанные в ходе проекта методические материалы и видеоуроки по теме личной безопасности детей. Таких занятий в ходе проекта разработано десять – по основным вопросам, в числе которых правила пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, поведение дома, в лесу, на открытой воде, безопасное обращение с электричеством. По каждой теме записан и размещен на сайте организации видеоурок по изготовлению детьми открыток в технике «скрапбукинг». Тематические разработки и видеоуроки доступны к использованию специалистами без ограничений.
В ходе круглого стола коллеги обсудили наиболее эффективные варианты обучения детей правилам безопасного поведения и профилактики несчастных случаев.
Согласно исследованиям, предоставленным Марией Коган, инженером отдела организации надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС, самое важное в работе с детьми и то, о чем обязательно должны знать и говорить ребенку его родители и воспитатели – ребенок должен знать, что он не будет наказан за то, что в его присутствии возник огонь. Он не должен бояться сообщить об этом и не должен скрывать из-за страха наказания: такой подход - 90 процентов успеха.
Следующее, на что специалист обратила особое внимание – ребенок должен вести себя предсказуемо для пожарных. Что это значит? Он не должен прятаться, лучший вариант – выйти на балкон и доступным ему способом подать сигнал о бедствии. И это задача взрослых – научить ребенка вести себя предсказуемо - так, чтобы его можно было легко найти и спасти.
Третий момент, с которым нельзя не согласиться: интерес ребенка должен быть удовлетворен. Мария Юрьевна говорила о спичках и о том, что у каждого человека есть интерес к спичкам – что это, как работает, что будет, если? И этот интерес необходимо удовлетворить, то есть разговаривать с ребенком, объяснять ему, как зажечь спичку, проделать все это вместе с ним. «Спички детям не игрушка!» - эта фраза работает не вполне так, как хочется взрослым, поскольку если не объяснить ребенку, почему не игрушка, а что будет, если играть и не ответить на множество дополнительных вопросов, то интерес ребенка не будет удовлетворен. Все, что сказано экспертом о спичках, ровно так же можно применить ко всем правилам личной безопасности ребенка. Именно такой подход использовали специалисты «Пеликана» при разработке методических материалов по проведению занятий с детьми.
В обсуждении темы приняла участие Галина Кравченко, инспектор УГИБДД МВД России по Свердловской области. Галина Владимировна поделилась с участниками информационными ресурсами, наработанными инспекцией: создана группа ВКонтакте «Вместе учим ПДД», разработаны мультипликационные фильмы по правилам дорожного движения для детей с переводом на русский жестовый язык. Одно из направлений работы с детьми – проведение мастер-классов, один из которых был продемонстрирован участникам круглого стола: за небольшой промежуток времени специалисты изготовили браслет со светоотражающими элементами. Отметим, что такие элементы должны присутствовать в детской одежде.
Как это работает, эксперт наглядно продемонстрировала в обучающем ролике: в темное время суток человека, в одежде которого нет таких элементов, в свете фар видно не дальше чем за 75 метров – а этого расстояния слишком мало для того, чтобы автомобиль мог безопасно затормозить и избежать столкновения с пешеходом.
Опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья поделилась с участниками круглого стола Елена Халидова, специалист Новоуральского центра социального обслуживания. Для достижения результата коллеги используют в своей работе разные формы: обучение в ходе беседы, через сказки и фильмы, встречи со специалистами, посещение пожарной части, участие в конкурсах. Специалистами используются и такие формы работы, где дети через творчество применяют полученные от взрослых знания: малыши создают поделки, рисуют, пишут рассказы.
Специалисты общественной организации «Пеликан» рассказали о изготовлении открыток в технике «скрапбукинг», о изготовлении видеороликов по практическим занятиям с детьми – инвалидами,
В целом, формирование навыков безопасного поведения у детей – это большая непрекращающаяся комплексная работа огромного количества специалистов в разных направлениях. Как отметила во вступительном слове к проекту Татьяна Георгиевна Мерзлякова, «дети есть дети, они познают мир, все хотят сделать сами – растопить баню, посмотреть, что там за окном, узнать, как устроены электроприборы. Порой нужно найти особые слова, чтобы донести до детей опасения взрослых».
Задача всех взрослых - всеми возможными способами сохранить жизнь и здоровье нашим маленьким гражданам, и работа по проекту – часть этой большой задачи.
https://youtu.be/8ksvK366aF0