Методические разработки
Проект «В единстве за права инвалида, ребёнка - инвалида»
Набор социальных услуг для инвалидов: основания, процедура оформления, денежный эквивалент

В приемную по правам человека общественной организации «Пеликан» поступают вопросы, связанные с реализацией права инвалидов на предоставление набора социальных услуг (НСУ). Людей, в частности, интересуют вопросы механизма реализации этого права, возможность получения НСУ в денежном эквиваленте, а также сроки, установленные для подачи заявления о выборе формы получения НСУ (натуральная форма или денежный эквивалент): не все согласны с тем, что изменить свой выбор можно только до 1 октября предшествующего года.

Рассмотрим эти вопросы.

Нормативное регулирование права на набор социальных услуг закреплено в Федеральном законе от 17.07.1999 Н 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Закон), в соответствии с положениями которого «набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан». К указанным в Законе категориям относятся следующие федеральные льготники (статья 6.1 Закона) :

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого набора социальных услуг, согласно статье 6.2 Закона, включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие я группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В частности, для инвалидов ЕДВ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 Н 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Поэтому для установления ЕДВ льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда России, а для получения НСУ отдельное заявление писать не нужно, такое право возникает автоматически при установлении ЕДВ. Автоматически устанавливается же НСУ в натуральной форме, и, если льготника устраивает такая форма, она остается по умолчанию. В том же случае, если гражданину более удобно или выгодно (например, в ситуации временного проживания в другом месте) получать денежный эквивалент, заявление на следующий год необходимо подготовить до 1 октября текущего года. И в этом - ответ на вопрос граждан, льгота которым вновь назначена: в текущем году они будут получать льготы в натуральной форме (это также распространяется на следующий год для граждан, которым инвалидность установлена после 1 октября), и только на следующий год (в некоторых случаях – через год) гражданин может принять решение о выборе удобной ему формы. Заявление, поданное до 1 октября, будет действовать с 1 января до момента нового заявления.

Отказаться от натуральной формы в пользу денежного эквивалента можно в любых, наиболее выгодных, вариантах: от одной части (от лекарственной, санаторно-курортной, бесплатного проезда), от любых двух услуг или от всего набора услуг в целом.



«Советские» вклады: на что можно рассчитывать

В приемную по правам человека общественной организации «Пеликан» поступают финансовые вопросы, в том числе – вопросы компенсации вкладов, созданных в период до 1991 года. Многие люди, получив компенсацию, недоумевают, где остальные деньги и когда они будут им возвращены.

Разберемся с этим вопросом.

Действительно, государство признало своим внутренним государственным долгом обязательства по всем вкладам граждан, действовавшим до 20 июня 1991 года (Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации").

Далее, создан механизм компенсации: порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам определяется Правительством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 22.12.2016 N 1435 на 2017 год продлено действие Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. №1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2017 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке РФ».

Размер компенсации зависит от нескольких условий:

- даты рождения вкладчика (граждане до 1945 года рождения получают компенсацию в 3-кратном размере; 1946 – 1991 года рождения – в 2-кратном размере);

- от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов: 1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 - 2017 годах и закрытым в 1996 - 2017 годах; 0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1994 годах и закрытым в 1995 году; 0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1993 годах и закрытым в 1994 году; 0,7 - по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году; 0,6 - по вкладам, закрытым в 1992 году).

Самое важное, на что необходимо обратить внимание – компенсация осуществляется исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году. А это значит, что даже если к 1991 году семье удалось накопить огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей, то максимум, на что они могут рассчитывать сегодня – это компенсация в 30 тысяч (сегодняшних) рублей.

Компенсационные выплаты, в соответствии с законодательством, осуществляются в подразделениях Сбербанка России по месту нахождения вкладов.

В 2017, 2018 и 2019 годах государство продолжит компенсационные выплаты по вкладам населения, отнесённые к гарантированным сбережениям. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в бюджет заложены следующие средства в сумме по 5, 5 миллиардов рублей ежегодно.

Юридические консультации проходят в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.

Проценты по микрозаймам: практика Верховного суда

«Кредитные истории» занимают особое место среди консультаций в общественной приемной по правам человека организации «Пеликан». К сожалению, люди не всегда справляются со взятыми на себя обязательствами. И если долгосрочные – более чем на год – кредиты в банках люди берут, хоть как-то взвешивая возможности, да и условия банковских учреждений зачастую ограничивают заемщиков, то краткосрочные – микрозаймы – подчас оформляются, что называется, «по пути домой».

И эта особенность микрозаймов – быстрое оформление, минимум документов, короткий срок и большие проценты – стала для многих наших сограждан причиной финансовых проблем. Одна из отдаленных и поэтому, наверное, не самых очевидных проблем – испорченная кредитная история, и как следствие, возможный отказ в приеме на работу. В подобной ситуации оказался один из заемщиков, который достаточно просто оформил микрозаймы в трех организациях, две из которых сегодня попросту исчезли. Кому вернуть долг и в каком размере – на этот вопрос ответа пока нет, а отказы в приеме на работу с формулировкой «не прошел проверку службой безопасности» продолжают поступать.

Как следует из нашего опыта, микрофинансовые организации не торопятся обращаться в суд, и понятно почему – маловероятно, что суд согласится с требованием о взыскании сотни тысяч рублей по 10-тысячному займу.

Одним из последних определений Верховного суда Российской Федерации подтверждена позиция судов по этим категориям дел Определение от 22.08.2017 по делу № 7-КГ17-4). В суд обратилось ООО «Доступные деньги» с иском о взыскании суммы основного долга и процентов за пользование займом в размере 108 450 рублей. При этом, как следует из материалов дела, основной долг составил 10 тысяч рублей, срок – 15 дней, проценты по договору - 730 в год, а просрочка - более года.

Что просила микрофинансовая организация: взыскать с заемщика проценты за пользование микрозаймом в размере 730% за весь период (а это 467 дней).

Позиция Верховного Суда по данному вопросу следующая.

Повышенные проценты за пользование микрозаймами обусловлены коротким сроком кредитования и небольшим размером займа. Иное, то есть установление сверхвысоких процентов за длительный срок пользования микрозаймом, выданным на короткий срок, приводило бы к искажению цели деятельности микрофинансовых организаций.

Судом назначены высокие проценты (730 годовых) только за период, указанный в договоре – 15 дней, за остальной период (за пределами срока действия договора) взысканы проценты исходя из средневзвешенной процентной ставки (17,53% годовых) по кредитам, предоставляемым на срок свыше одного года.

Иной порядок начисления, по мнению суда, противоречит существу законодательного регулирования договоров микрозайма, поскольку фактически свидетельствует о бессрочном характере обязательств заемщика.

Еще один интересный вывод следует из данного определения.

Верховный Суд не считает, что к данным правоотношениям могут быть применены нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (уменьшение неустойки). Обоснование следующее: возможность установления процентов на сумму займа по соглашению сторон не может рассматриваться как нарушающая принцип свободы договора. Проценты являются платой за пользование денежными средствами и не могут быть снижены судом. В связи с этим, уменьшение процентов в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.

Таким образом, два очень важных момента следует из определения Верховного Суда Российской Федерации:

- указанные в договоре микрозайма высокие проценты – это плата за пользование денежными средствами на особых условиях (короткий срок и небольшой размер займа, а также риски в связи с минимальным пакетом документов);

- указанные в договоре высокие проценты распространяются только на срок действия договора, за период же пользования денежными средствами за рамками договора проценты начисляются по средневзвешенной процентной ставке, рассчитанной по долгосрочным кредитам. За несвоевременное исполнение обязательств договором может быть предусмотрен штраф, но не высокие проценты.


Юридические консультации проходят в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.


Юридические консультации в общественной приемной "Пеликана"
Приспособление жилого помещения под потребности инвалидов: шаг вперед

К юристам приемной по правам человека общественной организации «Пеликан» неоднократно приходили с вопросами о том, как можно улучшить жилищные условия инвалиду. И были среди этих вопросов такие, на которые ответить совсем непросто: вроде и квартира в надлежащем состоянии, и площадь соответствует нормативной, а человек жить в ней не может – маленькие дверные проемы, отсутствие лифтов и пандусов делало квартиру непригодной для проживания инвалидов. Люди по-разному выходили из этих ситуаций – кто-то оказывался покидать квартиру и мог неделями не выходить на улицу, кто-то менялся с родственниками. Так, мама ребенка-колясочника въехала в квартиру своих родителей, пусть меньшей площади, но с лифтом в подъезде – ведь здесь носить коляску ей приходится не четыре пролета, а «всего» один, тот, что ведет до лифта.

Обратившись к Жилищному кодексу Российской Федерации, находим, что «требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации» (статья 15). Федеральный законодатель выделил потребности инвалидов отдельным пунктом, который должен учитываться при определении жилого помещения пригодным для проживания.

Требования к жилым помещениям, порядок обеспечения условий их доступности для инвалидов установлены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

А 28 июля 2017 года за № 47563 Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минстроя России от 28.02.2017 № 583/пр «Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид…».

Таким образом, на сегодняшний день сформирована вся нормативная база для того, чтобы оценить жилое помещение, в котором проживает инвалид, и, при необходимости, признать его непригодным для проживания инвалида.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Очень важно, что нормативные акты относятся к жилищному фонду всех уровней - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальному, частному.

В сегодняшнем законодательстве есть ответ и на вопрос о том, кто отвечает за координацию предусмотренных мероприятий: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В Свердловской области этим органом является Министерство социальной политики Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 21 июля 2017 г. N 516-ПП).

Юридические консультации проходят в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.


Made on
Tilda